|
Паузник
ПА́УЗНИК трехдольный, или паузный трехдольник, — термин С. Боброва, присвоенный стиху трехдольного размера, отдельные стопы которого представляют собой неполносложные, паузные модификации, т. е. не только , а ^, ^^, ^^; ^, ^^, ^^ и пр., или модификации с протяжением слогов (долгие слоги) , ^, . Введение этого термина (не соввсем точного) в русскую поэтику было вызвано появлением в русской поэзии начала 20 в. большого количества стихов паузной формы, отличавшихся от классического полносложного трехдольника настолько, что многие читатели и даже литературоведы (например, С. А. Венгеров) не умели ритмически их рецитировать, считая подобные стихи неправильными. Между тем П. был стихом давней русской традиции (см. Пауза), и практика символистов, акмеистов и других литературных школ явилась лишь развитием и закреплением этой формы стиха. В настоящее время П. ни у кого не вызывают сомнения в правильности их метрического строения. Они бытуют в советской поэзии наравне с полносложным стихом. Узаконителем П. в русской поэзии считается А. Блок. Дальнейшее развитие П. нашло себе место в поэзии В. Брюсова, А. Ахматовой, В. Маяковского, Б. Пастернака, С. Есенина, А. Асеева, С. Кирсанова, А. Суркова, А. Прокофьева, А. Вознесенского, Е. Евтушенко и многих других поэтов. Примеры П.:
/\ | Пристань без|молвна. Зем|ля /\ близ|ка. /\ Зем|ли /\ не| видно, /\ | Ночь глубо|ка. /\ Сто|ю /\ на| се-ерых| мокрых до|сках. /\ /\ |Буря хо|хочет в се|дых / куд|рях. | /\ (А. Блок)
Пус|кай мы рос|ли ноже|вые, А| сестры рос|ли, /\ как| май. /\ Но| все же гла|за /\ жи|вые Пе|ча-ально| не поды|май. /\ (С. Есенин)
/\ |Землю, где |воздух, как |сла-адкий| морс, /\ /\ | бросишь и |мчишь, коле|ся /\ /\ | /\ /\ но |землю, с ко|торою| вме-есте| мерз, /\ во | век разлю|бить / нель|зя. /\ /\ | /\ /\ (В. Маяковский)
Ниже приводятся образцы параллельных равновеликих трехдольников — полносложных и паузных; сравнение их структур дает наглядное представление о разнице ритмов этих двух формаций. Из примеров станет понятным также преимущество употребления термина «трехдольник» вместо «трехсложник», поскольку трехдольность указывает на единство однородных форм — и полносложных и паузных — даже при их слоговом неравенстве. Трехкратный трехдольник первый с устойчивыми концевыми паузами.
а) Полносложная форма:
|Четкие| линии| гор; /\ /\ | |Бледно не|верное | море. /\ | |Гаснет торжественный| взор, /\ /\ | |Тонет в бес|сильном про|сторе. /\ | (В. Брюсов)
б) Паузная форма:
|Мы /\ /\ | спим /\ /\ | ночь. /\ /\ | |Днем совер|шаем по|ступки. /\ | |Любим сво|ю /\ то|лочь /\ /\ | |воду в сво|ей /\ /\ | ступке. /\ | (В. Маяковский)
Трехкратный трехдольник второй с одинаковыми концевыми паузами.
а) Полносложная форма:
По| синим вол|нам оке|ана, Лишь| звезды блес|нут в небе|сах, /\ Ко|рабль оди|нокий не|сется, Не|сется на| всех пару|сах. /\ (М. Лермонтов)
б) Паузная форма:
Как| ца-арство| белого| снега, Мо|я /\ ду|ша холод|на. /\ Ка|кая /\ |стройная |нега /\ |В мире хо|лодного| сна. /\ (В. Брюсов)
Трехкратный трехдольник третий.
а) Полносложная форма:
Я те|бе ниче|го не ска|жу, И те|бя не встре|вожу ни|чуть, И о | том, что я | молча твер|жу, Не ре|шусь ни за | что намек|нуть. (А. Фет)
б) Паузная форма:
Я по|кинул ро|димый /\ | дом, Голу|бую о|ставил /\ | Русь. В три звез|ды берез|няк над пру|дом Теплит |матери| старой /\ | грусть. (С. Есенин)
Четырехкратный трехдольник второй с устойчивыми концевыми паузами. а) Полносложная форма:
Как| ныне сби|рается | вещий О|лег /\ От|мстить нера|зумным хо|зарам: /\ | /\ /\ Их| села и| нивы, за| буйный на|бег, /\ Об|рёк он ме|чам и по|жарам. /\ | /\ /\ (А. Пушкин)
б) Паузная форма:
Би|лет — /\ /\ |щелк. Ще|ка — /\ /\ | чмок. /\ Сви|сток, — и рва|нулись ту|да мы, /\ | /\ /\ Ку|да, /\ как| се-ельди| в сети чу|лок, /\ Плы|вут круго|светные | дамы. /\ | /\ /\ (В. Маяковский)
а) Полносложная форма:
Гля|жу, как бе|зумный, на | черную | шаль, /\ И | хладную | душу тер|зает пе|чаль. /\ (А. Пушкин)
б) Паузная форма:
О|на /\ ве|селой не|вестой бы|ла. /\ Но | смерть /\ при|шла, /\ о|на умер|ла. (А. Блок) Очень эффектен ритм трехдольников с локальной внутристишной паузой, повторяющейся в определенном месте стиха. Например, в трехкратном трехдольнике втором. Однодольная пауза в первой половине тактометрического периода:
На | ту /\ зна|комую | гору Сто | раз /\ я| в день прихо|жу, /\ Сто|ю, /\ скло|няся на по|сох, И | в дол /\ с вер|шины гля|жу, /\ (В. Жуковский)
Двудольная пауза во второй половине периода (помимо концевой):
Се|годня дур|ной /\ /\ | день, /\ Куз|нечиков | хор /\ /\ | спит. /\ И| сумрачных | скал /\ /\ | сень /\ Мрач|ней гробо|вых /\ /\ | плит. /\ (О. Мандельштам)
Последний пример особенно выразителен, если иметь в виду, что ритм его паузных строк подчинен контрольному ряду следующих полносложных строк:
На | темном по|роге тай|ком /\ Свя|тые шеп|чу име|на. /\ Я | знаю: мы | в храме вдво|ем, /\ Ты | думаешь: | здесь ты од|на. /\ (А. Блок)
Наконец, очень редкий образец четырехкратного трехдольника третьего, где в первых двух стихах — сплошное полносложие, а далее следуют стихи с точно локализованной однодольной паузой в конце периода:
Почер|нел, искри|вился бре|венчатый | мост, И сто|ят ло|пухи в чело|веческий | рост, И кра|пивы дре|мучей по|ют /\ ле|са, Что по | ним не прой|дет, не блес|нет /\ ко|са. Вече|рами над | озером | слышен /\ | вздох, И по | стенам рас|ползся ко|рявый /\ | мох. (А. Ахматова)
Строго говоря, в последнем двустишии имеется не пауза, а структурный долгий слог:
Вече|рами над | озером | слы-ышен | вздох, И по | стенам рас|ползся ко|ря-авый| мох.
Экспериментальные наблюдения и практика чтения поэтами своих паузных трехдольников позволяют сделать следующий вывод: если в трехдольной элементной группе находится двусложие с ударением на первом слоге, то наиболее естественный будет модификация , т. е. растяжение ударного слога; если же это двусложие принадлежит двум соседним словам, из которых первое заканчивается ударным слогом, то естественная паузная модификация ^. Интенсивное развитие П. в русской советской поэзии обещает в будущем раскрыть еще большие ритмические богатства поэтической выразительности стиха.
См. также Растяжение слогов.
| Лента комментариев
В слезах холодного дождя |
автор стиха: Север Вера |
- А если заменить последнюю строчку на "победа недалече" Ты же про войну писала? И по рифме приятнее. |
комментарий от: Миропольский Владимир |
Обиделся... |
автор стиха: Миропольский Владимир |
- Рассмешили, буд-то вы не знали, что и сами были на крючке... |
комментарий от: Север Вера |
Танго в ноябре |
автор стиха: Brodiaga |
- Красиво. Поэтично. Есть ощущение поздней осени в танце на песке. |
комментарий от: Север Вера |
Ответы на комментарии
Танго в ноябре |
на комментарий от: Север Вера |
- Спасибо Вера |
ответ: Brodiaga |
Обиделся... |
на комментарий от: Север Вера |
- Верунь, мы вроде с тобой пили? Пора переходить на "ты" Не помню точно, в призрачном том мире Там ты была или не ты. |
ответ: Миропольский Владимир |
А.Посохов "Инфляция и мы" |
на комментарий от: Север Вера |
- Да вот не всем капитуляция, кое-кому она в радость. Спасибо, Вера! |
ответ: Посохов Александр |
|