|
Исторические песни
ИСТОРИ́ЧЕСКИЕ ПЕ́СНИ — эпические русские народные песни (поэмы), содержанием которых служат исторические события, своеобразно преломленные в фольклорной передаче. Первые записи И. п. были сделаны Киршей Даниловым в 18 в. Много труда по отысканию, записям и изданию И. п. было положено П. Киреевским, П. Рыбниковым, А. Гильфердингом и другими исследователями 19 в. Полный сборник исторических песен московского периода (16—17 вв.) был приготовлен В. Миллером и издан Академией наук в Петрограде (1915). Наибольшее количество И. п. записано на Севере России — в Архангельской и Олонецкой губерниях. Большинство И. п. сложено о царе Иване Грозном, далее идут песни о завоевателе Сибири Ермаке Тимофеевиче, о народном вожде Степане Разине, о стрелецком бунте, о терских казаках и пр. Показательно отношение простого русского народа к Ивану Грозному: он осуждает в царе его страсти, многоженство, женитьбу на Марье Темрюковне. Общий характер всех И. п. — ярко выраженный патриотизм, любовь к России. И. п. представляют истинный клад для исследователя национальных форм русского народного стиха. Здесь можно встретить интонационно-фразовый стих (фразовик), акцентный стих (ударник) и несколько видов своеобразного метрического стиха (тактовик). Бытование этих форм стиха (судя по датам записей) в разных губерниях России говорит о многовековой поэтической традиции и преемственности народных самобытных форм стиха. Ниже приводится ряд примеров И. п.:
Фразовик с двухсложной клаузулой:
Жил-был государь-царь, Алексей сударь Михайлович Московский А выходит от ранней заутрени христосской, И становится на лобное место, И на все стороны государь поклонился, Испроговори́л надежа государь-царь: «Ай же вы, князи и бояра! Пособите государю думу думать, Думу думать, а и не продумать бы, Что наступает король литовский, Наступает-то на город на Смоленец». («Оборона Смоленска»)
Трехударник с трехсложной клаузулой (кроме первого стиха):
Ты, бо́же, бо́же, спас ми́лостивый! К чему ра́но над на́ми прогне́вался — Посла́л нам, бо́же, преле́стника, Злого расстри́гу Гри́шку Отре́пьева? Уже́ли он, расстри́га, на ца́рство сел? Называ́ется расстри́га прямы́м царем, Царем Дми́трием Ива́новичем У́глицким... («Про Гришку-расстрижку»)
Трехударник, построенный на широкой интонационной волне, строфической формы (очень редкий образец):
Собира́ется наш правосла́вный царь Да он ко зау́трени,
Ко тому́ ли свету, свету-све́тику Ивану Вели́кому. Как стано́вился наш правосла́вный царь Да на свое́ место,
Как стано́вился наш правосла́вный царь У правого кли́роса. Уж как мо́лится наш правосла́вный царь Ивану Вели́кому, Уж он мо́лится наш правосла́вный царь, Да он низко кла́няется.
Как поза́дь-то его всё боя́ре-князья, Они останови́лися. Уж проме́ж-то себя ухмыльну́лися, Князья усмехну́лися. («Грозный в церкви после убийства сына») Четырехударник с трехсложной клаузулой:
Ай да на сла́вной бы́ло, бра́тцы, на ре́чушке, Да на сла́вной бы́ло, бра́тцы, на Камы́шинке, Собира́лися там /́ лю́ди во́льные — Все донски́е, гребе́нские, каза́ки я́ицкие. Собира́лись они́, бра́тцы, во еди́ный круг. Во кругу́-то стоя́т они, ду́му ду́мают: «Ну кому́-то из на́с, бра́тцы, ата́маном быть?» Ай, старику́ Ермаку́, сы́ну Тимофе́евичу! («Ермак зовет казаков в поход»)
Среди И. п. встречаются произведения, составленные популярным в русском народе пятидольным размером, например двукратным пятидольником:
Не спа|ла млада, || не дре|мала, /\ | Ниче|го во сне || не ви|дала. /\ | Только | видела — ||спови|дала: /\ | Со вос|точную|| со сто|ронку /\ | Поды|малася || туча | грозна, /\ | Со гро| мами /\ || со дож|дями, /\ | Со круп|ными /\ || со гра|да́ми. /\ | («Девушка в полоне»)
Или трехкратный пятидольник:
Уж не | травушка || во чи|стом поле || заша|талась, /\ || Не му|равая || ко сы|рой земле || прикло|нялась — /\ || Поды|мается || /\ с Моск|вы большой || /\ бо|ярин, /\ || Он на | Тихий Дон || на И|ванович || /\гу|ляти. /\ || Не до|ехавши || он Ти|ха́ Дону || стано|вился. /\ || Похва|лялся он || каза|ков всех там || пере|вешать. /\ || («Убийство князя Карамышевского»)
Правильные метрические стихи, четырехкратный четырехдольник третий, почти всюду выдержано равносложие строк (16 слогов):
Как у | нас было на | Волге не чер|ным-то зачер|нелось, Не чер|ным-то зачер|нелось, не бе|лым-то забе|лелось. Не бе|лым-то забе|лелось, не крас|ным-то закрас|нелось. Не крас|ным-то закрас|нелось — зачер|не-елось на | Волге. Зачер|не-елось на | Волге Стеньки | Разина со|бранье, Забе|лелися на | Волге Стеньки | вольны пару|сочки, Закрас|нелися на | Волге Стеньки | вольные стру|жочки. («Поход Степана Разина на Астрахань»)
Вполне законченный четырехдольный тактовик:
Вы по|слушайте, ре|бята, что мы | станем гово|рить, /\ А мы | старые ста|рушки станем | ска-азыва|ти /\ Про гроз|на́ царя И|вана про Ва|си-ильеви|ча. /\ А как | царь /\ госу|дарь /\ под Ка|зань /\ подсту|пал, /\ Он под | речку, под Ка|за-анку под|коп /\ подко|пал, /\ /\ Что | с тем ли ярым |зельем, черным | по-оро-о|хом, /\ А на | бочки стано|вили воску | ярова све|чи. /\ («Былевые песни» П. В. Шейна)
Эти примеры показывают, какие огромные ритмологические резервы таятся в И. п. русского народа. См. также Былины, Народный стих, Частушки.
| Лента комментариев
В слезах холодного дождя |
автор стиха: Север Вера |
- А если заменить последнюю строчку на "победа недалече" Ты же про войну писала? И по рифме приятнее. |
комментарий от: Миропольский Владимир |
Обиделся... |
автор стиха: Миропольский Владимир |
- Рассмешили, буд-то вы не знали, что и сами были на крючке... |
комментарий от: Север Вера |
Танго в ноябре |
автор стиха: Brodiaga |
- Красиво. Поэтично. Есть ощущение поздней осени в танце на песке. |
комментарий от: Север Вера |
Ответы на комментарии
Танго в ноябре |
на комментарий от: Север Вера |
- Спасибо Вера |
ответ: Brodiaga |
Обиделся... |
на комментарий от: Север Вера |
- Верунь, мы вроде с тобой пили? Пора переходить на "ты" Не помню точно, в призрачном том мире Там ты была или не ты. |
ответ: Миропольский Владимир |
А.Посохов "Инфляция и мы" |
на комментарий от: Север Вера |
- Да вот не всем капитуляция, кое-кому она в радость. Спасибо, Вера! |
ответ: Посохов Александр |
|