|
Акромонограмма
АКРОМОНОГРА́ММА (от греч. ἄκρος — верхний, крайний, μόνος — один и γράμμα — запись) — лексико-композиционный прием, заключающийся в повторении конца стиха в начале следующего стиха. Это явление повторов встречается в поэзии всех времен и народов. В русской поэзии различаются три вида А.: 1) слоговая А., когда последние слоги стиха или группа звуков повторяются на стыке двух смежных строк:
Но когда коварны очи Очаруют вдруг тебя. (А. Пушкин) Сладки мне родные звуки Звонкой песни удалой. (Он же) Ее невольно обнял тайный страх, Стряхнув с себя росу, она пустилась... (М. Лермонтов) Я помню, вся в цветах, исполнена печали, К плечу слегка твоя склонилась голова. (А. Фет) У матросов, несмотря на пору И порывы ветра с пустыря, На дворе казармы — шум и споры Этой темной ночью ноября. (Б. Пастернак) 2) Лексическая А., когда слово или ряд слов, стоящих в конце строки, повторяясь, начинают следующую строку. Эта форма А. очень популярна в народной поэзии:
Уж ты, степь, моя степь, степь Моздоцкая! Широко ли ты, далеко ты, степь, протянулася? Протянулася ты, степь, вплоть до Царицына! Уж и чем же ты, степь, ты изукрашена? Изукрашена ты, степь, лесами, болотами, Да еще же ты, степь, большою дорогою... Калинку с малиною вода подняла: На ту пору матушка меня родила, Не собравшись с разумом, замуж отдала, Замуж отдала за неровнюшку, За неровнюшку, в чужу сторону, Во чужу сторонушку, во лиху семью. Не менее популярна лексическая А. в стихах русских поэтов:
Сидел я под кленом и думал, И думал о прежних годах. (А. К. Толстой)
Скользят стрижи в лазури неба чистой; В лазури неба чистой горит закат, — В вечерний час как нежен луч росистый! Как нежен луч росистый, и пруд, и сад! (К. Бальмонт) О, весна, без конца и без краю — Без конца и без краю мечта! (А. Блок)
И так начинается песня о ветре, О ветре, обутом в солдатские гетры, О гетрах, идущих дорогой войны, О войнах, которым стихи не нужны. (В. Луговской)
Одна была доля — бесплодное поле. Бесплодное поле да тощая рожь. (М. Исаковский)
3) Рифменная А., встречается в поэзии редко; она заключается в смежной рифмовке слов, находящихся на стыке двух строк:
Реет тень голубая, объята Ароматом нескошенных трав; Но упав на зеленую землю, Я объемлю глазами простор. Звездный хор мне поет... (В. Брюсов)
Эти лексико-композиционные приемы носят также название анадипло́сис; в советской поэтике они иногда называются: стык (термин О. Брика) или подхват (термин Г. Шенгели).
| Лента комментариев
В слезах холодного дождя |
автор стиха: Север Вера |
- А если заменить последнюю строчку на "победа недалече" Ты же про войну писала? И по рифме приятнее. |
комментарий от: Миропольский Владимир |
Обиделся... |
автор стиха: Миропольский Владимир |
- Рассмешили, буд-то вы не знали, что и сами были на крючке... |
комментарий от: Север Вера |
Танго в ноябре |
автор стиха: Brodiaga |
- Красиво. Поэтично. Есть ощущение поздней осени в танце на песке. |
комментарий от: Север Вера |
Ответы на комментарии
Танго в ноябре |
на комментарий от: Север Вера |
- Спасибо Вера |
ответ: Brodiaga |
Обиделся... |
на комментарий от: Север Вера |
- Верунь, мы вроде с тобой пили? Пора переходить на "ты" Не помню точно, в призрачном том мире Там ты была или не ты. |
ответ: Миропольский Владимир |
А.Посохов "Инфляция и мы" |
на комментарий от: Север Вера |
- Да вот не всем капитуляция, кое-кому она в радость. Спасибо, Вера! |
ответ: Посохов Александр |
|