|
Шестидольник
ШЕСТИДО́ЛЬНИК — самая сложная из четырех элементных групп, участвующих в формировании правильных ритмических процессов русского стиха. Будучи двухакцентной мерой, Ш. состоит из сочетания четырехдольника с двудольником; главный метрический акцент приходится на первую долю четырехдольной части, а побочный акцент — на первую долю двудольной части: | . Как элементная ритмическая группа Ш. имеет шесть видовых форм, зависящих от положения в стихе анакрузы и эпикрузы:
Шестидольник 1-й | | | Шестидольник 2-й | | Шестидольник 3-й | | | Шестидольник 4-й | | Шестидольник 5-й | | Шестидольник 6-й | | Все эти формы образуют собой класс шестидольников. В русской поэзии наиболее разработаны первый, второй и четвертый Ш. Пятый Ш. часто совмещается с первым. По традиционной теории стиха первый, третий и пятый Ш. относятся к хореическим размерам, а второй, четвертый и шестой Ш. — к ямбическим. В отличие от нечетной меры пятидольника, Ш. легко отсчитывается на три счета — по две доли на каждый счет. Ниже приводятся образцы стихов, иллюстрирующие все шесть видов моделей четырехкратного Ш. Шестидольник первый:
| О́блаком вол|нистым | | Пы́ль встает вда|ли; /\ | | Ко́нный или | пеший — | | Не вида́ть в пы|ли! /\ | (А. Фет)
Шестидольник второй, который обычно применяется в шестистопном ямбе:
Люб|лю́ твой слабый | све́т в не|бе́сной выши|не́: Он | ду́мы пробуди́л, у|сну́вшие во | мне́. (А. Пушкин)
Шестидольник третий (единственный пример):
| Если б | су́мерками | | Звезды | вы́бежали | | Пере|ми́гиваться | | У пру|да́, /\ /\ /\ | | Мы фо|на́риками | | Элек|три́ческими | | Им под|све́чивали | | бы тог|да́. /\ /\ /\ | (А. Квятковский)
Отсутствие в поэтической практике стихотворений в форме шестидольника третьего объясняется, видимо, сравнительно небольшим количеством в русском языке слов с четырехсложными окончаниями; поэтому так редко встречаются вообще стихи с четырехсложной рифмой или четырехсложной клаузулой. Между тем мелодика ритма шестидольника третьего очень приятна; в музыке она широко популярна, например начало второй части первого концерта для фортепьяно П. И. Чайковского, который использовал здесь мелодию и ритм украинской песни. Шестидольник четвертый:
Си|неет | па́луба — до|рога | ско́льзкая, Ка|чает | здо́рово на | кораб|ле́, /\ /\ Но | юность | ле́гкая и | комсо|мо́льская И|дет по | па́лубе как | по зем|ле́. /\ /\ (Б. Корнилов)
Шестидольник пятый (трехкратный):
На пи|рах ве|сёлых, В дерев|нях и | сёлах Прово|дили | дни́. /\ Я в ле|су си|де́ла Да в ок|но гля|де́ла На кус|ты и | пни́. /\ (И. Бунин)
Шестидольник шестой:
Обыкно|венный | де́нь, обыкно|венный | са́д. Но поче|му кру|го́м колоко|ла зве|ня́т? (Г. Иванов)
По своему долевому объему русским Ш. соответствуют античные шестидольные ионики о четырех слогах. Античная метрика различала нисходящий ионик , соответствующий русскому Ш. первому | , и восходящий ионик , соответствующий русскому Ш. третьему | .
| Лента комментариев
В слезах холодного дождя |
автор стиха: Север Вера |
- А если заменить последнюю строчку на "победа недалече" Ты же про войну писала? И по рифме приятнее. |
комментарий от: Миропольский Владимир |
Обиделся... |
автор стиха: Миропольский Владимир |
- Рассмешили, буд-то вы не знали, что и сами были на крючке... |
комментарий от: Север Вера |
Танго в ноябре |
автор стиха: Brodiaga |
- Красиво. Поэтично. Есть ощущение поздней осени в танце на песке. |
комментарий от: Север Вера |
Ответы на комментарии
Танго в ноябре |
на комментарий от: Север Вера |
- Спасибо Вера |
ответ: Brodiaga |
Обиделся... |
на комментарий от: Север Вера |
- Верунь, мы вроде с тобой пили? Пора переходить на "ты" Не помню точно, в призрачном том мире Там ты была или не ты. |
ответ: Миропольский Владимир |
А.Посохов "Инфляция и мы" |
на комментарий от: Север Вера |
- Да вот не всем капитуляция, кое-кому она в радость. Спасибо, Вера! |
ответ: Посохов Александр |
|