Стихи Мастерская современной поэзии

книги
Категория


Книги Мастерской

Поэтический словарь

Толковый словарь

Толковый словарь Даля

Подбор рифмы



    Мастерская:
Логин:
Пароль:


Видео и музыка к стихам наших авторов



 Сейчас на сайте:
 Гостей: 66 человек


Цезура



ЦЕЗУ́РА (лат. caesura — рассечение) — в метрическом стопном стихе — словораздел на определенном месте, расчленяющий стих на два полустишия или (реже) на три части. Если стих делится Ц. на две равные или приблизительно равные половины, то такая Ц. называется большой (по терминологии Г. Шенгели — медиана). Ц. может быть только в метрическом стихе, имеющем не менее четырех стоп (или двух диподий); в трехстопном стихе она невозможна. В четырехстопном и пятистопном стихе Ц. стоит после второй стопы, в шестистопном — после третьей, в семистопном и восьмистопном — после четвертой стопы. Совпадая со словоразделом (но не всегда со стопоразделом), Ц. выполняет функцию интонационно-фразовой паузы. В соответствии с расположением словесных ударений Ц. называют мужской (когда ударение стоит на последнем слоге предцезурного слова), женской (ударение на втором от конца слоге) и дактилической (на третьем от конца слоге). Если же после Ц. в стихе стоит структурная ритмическая пауза, то такая Ц. принимает на себя ритмическую функцию и будет уже не цезурой-словоразделом, а паузной цезурой. Сказанное видно на примерах:

Ц. — словораздел, совпадающий со стопоразделом:

На старости | я сызнова живу,
Минувшее | проходит предо мною —
 
Давно ль оно | неслось, событий полно,
Волнуяся, | как море-окиян?
Теперь оно | безмолвно и спокойно.
                  (А. Пушкин)

Паузная Ц.:

Сидят герои Бреста /\ в Краснознаменном зале —
Политруки, комбаты, /\ медсестры и стрелки,
Их павшими считали, /\ пропавшими считали,
Но вот они живые, /\ всем бедам вопреки.
                  (Я. Хелемский)

   Если поэт не соблюдает постоянной канонической Ц. в стихе и она не занимает в строке определенного места, то такая Ц. называется свободной; свободная Ц. часто применяется в стихах советских поэтов, стремящихся к интонационно-ритмической раскованности стиха. Например:

Я говорю, | держа на сердце руку.
Так на присяге, | может быть, стоят.
Я говорю с тобой | перед разлукой,
Страна моя, | прекрасная моя.
Прозрачное | правдивейшее слово
Ложится | на безмолвные листы.
Как в юности, | молюсь тебе сурово
И знаю: | свет и радость — это ты.
                  (О. Берггольц)



стих назадвернуться к оглавлению словаря стих вперед




Лента комментариев
 
  • А.Посохов "Берега" (басня)
  •   автор стиха: Посохов Александр
      - У каждого сегодня своя роль.
    И что теперь таить греха,
    что человеческая кровь
    размыла жизни берега -
    где нет тебя, там нет меня...
       комментарий от: Север Вера

     
  • Я знаю, знаю
  •   автор стиха: Потапова Елена
      - Возможно, силою любви
    мы притяжением сильны.
    И жизни всей водоворот
    покоя сердцу не даёт.
       комментарий от: Север Вера

     
  • Осенние мотивы
  •   автор стиха: Блатник Михаил
      - Пришла осенняя усталость,
    бегут куда-то облака,
    и лес окутанный печалью
    играет музыку дождя. С ув.
       комментарий от: Север Вера





    Ответы на комментарии
     
  • Я знаю, знаю
  •    на комментарий от: Север Вера
      - Отличный отклик, спасибо Вам.
       ответ: Потапова Елена

     
  • Ничего я не забыла, ничего
  •    на комментарий от: Север Вера
      - О, какой чудесный отзыв. Конечно сердце все помнит!
       ответ: Потапова Елена

     
  • Забег
  •    на комментарий от: Лебедев Борис
      - Нам навязывалось с детства быть первым, лучшим и т.д. Я вижу это так... Человек гоняясь за этим первенством ( а значит будучи в постоянном напряжении) проводит жизнь в агонии, а значит не живёт настоящим, живёт навязанными ему идеями ( сам жил так). Флаг маячит всем, но одни подходят к этому моменту с благодарностью в сердце поняв смысл жизни, а другие наполненные скорбью об утрате лет (Это ваш выбор к кому себя отнести). Что касается СМЕРТИ... постараюсь донести завтра. Рифма будет не в счёт))
       ответ: Заречный 101

    © Мастерская современной поэзии 2013 - 2019