Стихи Мастерская современной поэзии

книги
Категория


Книги Мастерской

Поэтический словарь

Толковый словарь

Толковый словарь Даля

Подбор рифмы





    Мастерская:
Логин:
Пароль:


Видео и музыка к стихам наших авторов



 Сейчас на сайте:
Миропольский Владимир
Brodiaga
 Гостей: 533 человек


Плач



ПЛАЧ, причитания (причеть, голошение, вопль, крик), — жанр русской обрядовой и бытовой народной поэзии; лирико-драматическая импровизация в стихах, в которой оплакивается смерть или несчастье близкого человека. Как своеобразный литературный жанр, П. встречаются в древнерусской литературе, например плач Ярославны в «Слове о полку Игореве». Известен плач московской княгини Евдокии над телом Дмитрия Донского. Житие зырянского просветителя Стефана Пермского, написанное Епифанием Премудрым (автором жития Сергия Радонежского), заканчивается риторическим эпилогом в форме П.: «Плач пермских людей», «Плач пермской церкви» и «Плач и похвала инока списующа», т. е. автора жития. Известен анонимный «Плач о пленении и конечном разорении Московского государства» (1611—1612). В 17 в. поэт Сильвестр Медведев написал «Плач и утешение» по поводу смерти царя Федора Алексеевича.
     Разновидностью П. являются женские народные причитания. В них оплакиваются не только смерть близких людей, но и разнообразные невеселые случаи и события крестьянской жизни старой России — проводы в солдаты, неурожай, болезни, замужество против воли, тяжелая жизнь осиротевшей семьи и т. д. Именно на эту, социальную сторону народных плачей и причитаний обратил внимание в 1919 г. В. И. Ленин, ознакомившись с книгой Е. Барсова «Причитания Северного края». В этой связи большой интерес представляет исследование В. Базанова «О социально-эстетической природе причитаний» (журнал «Русская литература», 1964, № 4). Авторами и исполнительницами П. были т. н. вопленницы, среди них знаменитая Ирина Федосова, а в советское время — Настасья Богданова, Анна Пашкова и Маремьяна Голубкова. Обычная стихотворная форма П. — фразовик с трехсложной клаузулой, например:

Подойти мни вот, спобедноей кручинноей головушке,
Ко своему-то к рожоному к сердечному дитятку,
Ко своей-то мни ко белоей к лебедушке,
Ко умершеей ко бывшеей к подстылоей головушке!..
(Н. Богданова, начало «Плача о дочери»)
Уж пойти-ка мне, горюшице,
Уж ко столу да ко дубовому,
Уж поприсести мне да потихошеньку.
Уж как не знаю только, беднушка,
Сесть мне к резвыим ли ноженькам
Али к буйной ко головушке?
Уж лучше сяду только, беднушка,
Против сердечушка ретивого;
Уж погляжу на тело мертвое,
Уж тело мертвое, личико блеклое;
Да как спрошу, бедна горюшица,
Дорогого вождя Ленина...
(Е. Копейкина, начало «Плача о Ленине»)


Среди П. встречаются такие, в которых явно присутствует метрическое, стопное начало. Вот строки, похожие ритмическим рисунком на ритм известных народных стихов «Как по морю, морю синему» и отсюда — на ритм стихотворения Н. Некрасова «Орина, мать солдатская» (трехкратный четырехдольник третий):

Как и|дет да гостья | дальняя, /\ | /\ /\
Идет | гостья долго|жданная, /\ | /\ /\
Моя тетушка-до|бротушка, /\ | /\ /\
Старша | буйная го|ловушка. /\ | /\ /\
/\ /\ |/\ У нас у |бедныих /\ | /\ /\
Ново | чудо счудо|валося, /\ | /\ /\
Ново | диво сдиво|валося! /\ | /\ /\ 
(А. Пашкова, начало «Плача после пожара»)

Или следующие строго метрические стихи полубылинного строя (четырехкратный четырехдольник третий):

Спаси, | господи, спо|рядныих су|се-еду-у|шек! /\
Благодарствую кресть|янам право|сла-авны-ы|им, /\
Не жа|лели что рабочей поры-|вре-еме-е|ни, /\
Хоро|нить пришли на|дежную го|ло-ову-уш|ку — /\
Уж вы | старосту-судь|ю да постав|лё-онну-у|ю! /\
Он не | плут /\ был до | вас, не лихо|де-ейни-и|чек, /\
Собо|лезновал об| о-обчестве | со-обра-а|ном, /\
Он сто|ял по вам сте|ной / да го|ро́-одо-о|вой /\
/\ От | этих миро|вых да злых по|сре-едни-и|ков. /\ 
(И. Федосова, начало «Плача о старосте»)

    Точно таким же народным размером сложила свой замечательный «Плач о Кирове» советская сказительница С. Кривошеева:

Как уз|нала я про | смерть Сергей Ми|ро-оны-ы|ча, /\
Сладкий |сон меня по|кинул в ночи |тё-омны-ы|е, /\
В светлый | полдень мое | сердце омра|чи-ило-о|ся, /\  
Все ли|цо мое о|мыли слезы |го-орьки-и|е, /\
Что мне | делать, как мне | горе мое |вы-ыпла-а|кать? /\
Другом | нашего на|рода ты мне | во-оди-ишь|ся, /\
Сыном | кровным и лю|бимым вспоми|на-ае-ешь|ся, /\
Светлым | разумом, Ми|роныч, ты прос|ла-ави-ил|ся, /\
Ты хо|рошими де|лами возве|ли-ичи-ил|ся, /\
Нале|тела, закру|жилась буря|чё-орна-а|я, /\
Сорва|ла с него ли|хая крышу-|го-оло-о|ву, /\
Омра|чила злая | буря нашу | ро-оди-и|ну. /\
Ох, Сер|гей Мироныч, | го-ордый / | со-окол /\ | наш! /\
Кто у|бийца твой про|клятый? Кто, от|ку-уда /\ | он? /\
Видно, | в злых его де|лах ты был по|ме-ехо-о|ю, /\
Видно, | счастье ему | наше не пон|ра-ави-и|лось!.. /\ 
(«Правда» от 1 декабря 1936 г.)



стих назадвернуться к оглавлению словаря стих вперед




Лента комментариев
 
  • В слезах холодного дождя
  •   автор стиха: Север Вера
      - А если заменить последнюю строчку на "победа недалече"
    Ты же про войну писала? И по рифме приятнее.
       комментарий от: Миропольский Владимир

     
  • Обиделся...
  •   автор стиха: Миропольский Владимир
      - Рассмешили, буд-то вы не знали,
    что и сами были на крючке...
       комментарий от: Север Вера

     
  • Танго в ноябре
  •   автор стиха: Brodiaga
      - Красиво. Поэтично.
    Есть ощущение поздней осени
    в танце на песке.
       комментарий от: Север Вера





    Ответы на комментарии
     
  • Танго в ноябре
  •    на комментарий от: Север Вера
      - Спасибо Вера
       ответ: Brodiaga

     
  • Обиделся...
  •    на комментарий от: Север Вера
      - Верунь, мы вроде с тобой пили?
    Пора переходить на "ты"
    Не помню точно, в призрачном том мире
    Там ты была или не ты.
       ответ: Миропольский Владимир

     
  • А.Посохов "Инфляция и мы"
  •    на комментарий от: Север Вера
      - Да вот не всем капитуляция, кое-кому она в радость. Спасибо, Вера!
       ответ: Посохов Александр

    © Мастерская современной поэзии 2013 - 2019