Стихи Мастерская современной поэзии

книги
Категория


Книги Мастерской

Поэтический словарь

Толковый словарь

Толковый словарь Даля

Подбор рифмы





    Мастерская:
Логин:
Пароль:


Видео и музыка к стихам наших авторов



 Сейчас на сайте:
Миропольский Владимир
Brodiaga
 Гостей: 575 человек


Долгий слог



ДО́ЛГИЙ СЛОГ — в античной метрике чаще всего двудольный (двуморный) слог, двойной длительности по сравнению с кратким однодольным (одноморным) слогом. Долгота слога в античном стихе определяется двумя фонетическими условиями: 1) если данный гласный звук слова долог по природе, т. е. по долготе, которая обусловлена внутренними законами греческого языка; 2) если за кратким гласным стоят два или три согласных звука (долгота по положению). В подавляющем большинстве случаев растяжение слога в античном стихе происходит при втором условии за счет согласной группы звуков, требующей для своего произнесения больше времени, чем один согласный. Этот фонетико-акустический принцип строения античного стиха определяется свойствами артикуляции. Произнесение и внимательное рассмотрение первого стиха из «Одиссеи» Гомера подтверждает сказанное:


А́-андра ми | э́-эннепе, | му́-уза по|ли́-итропон, | о-ос мала́ | по-олла́...

    Силлаботоническая теория стиха не признает наличия Д. с. в стихе, вопреки практике русского народного стиха. Объясняется это тем, что протяжение Д. с. в живой рецитации обычно не обозначается в печатном тексте никакими условными знаками (хотя бы удвоением букв гласного звука, как это сделано выше). Фактически протяжение гласного звука в стопе, метрически учитываемое, — явление большой давности. В авторском стихе явление Д. с. можно наблюдать у многих поэтов, писавших трехдольные паузники. Несметное количество примеров употребления Д. с. имеется в русских народных метрических стихах, построенных на совершенно самобытных началах ритма, далеких от школьных правил (иллюстрации и объяснения см. в статьях: Былины, Доля, Исторические песни, Напевный стих, Народный стих, Пауза в стихе, Паузник, Ритм, Стопа, Тактовик, Частушки).
    Ниже приведен отрывок из известной песни К. Рылеева, написанной в обычной для русского народного стиха метрической манере, — внутристиховые рифмы и паузы, двудольное растяжение слогов (долгие слоги); все стихотворение выдержано в духе типичного народного четырехкратного четырехдольника (двустишие Рылеев записал пятистрочной строфой по признакам внутренней рифмы):


Ах, тошно мне
И в родной стороне;
      Все в неволе,
В тяжкой доле,
Видно, век вековать?
   Долго ль русский народ
Будет рухлядью господ
      И людями,
Как скотами,
Долго ль будут торговать?..


    Записывая же пятистрочие двустишием в соответствии с тактометрическим периодом, форма которого определяется ясно ощутимой инерцией четырехдольника третьего, и отметив структурные паузы и растяжение слогов, мы имеем:


Ах, /\ | то-ошно | мне /\ и в род|ной /\ сторо|не; /\
Все в не|воле, в тяжкой | доле, видно, | век / веко|вать? /\
Долго ль | ру-усский на|род /\ будет | рухлядью гос|под, /\
И лю|дями, как ско|тами, долго ль | будут торго|вать? /\


   Подобных образцов стиха немало у поэтов, имеющих тесную связь с русским народным творчеством, например у А. Прокофьева:

Я на | почте нако|пила
Две при|горошни медя|ков, /\  
Я ко|сы-ынку ку|пила
Цвета | легких обла|ков! /\


Или:

 


То ли | то-опнуть/\ | вдруг, /\
То ль не | то-опнуть /\ | вдруг. /\ 
На до|роге
Мои | ноги —
Лучше | то-опну, /\ | друг! /\   

Редчайший пример Д. с. мы находим у В. Маяковского, который в трехдольнике сам обозначил протяжение слога:

| Вон  /\  сре|ди  золо|тистых  плантаций
За|сеченный |  вымычал  |  негр: /\ /\ |
| У́-у-у|, у-у-у! | Нил,  /\  мой  |  Нил!
Припле|щи  /\ и | выплещи  |  черные  |  дни! /\ /\ |
                  (« В. И. Ленин»)


Подобное обозначение долгого слога встречается в стихах Н. Клюева (шестидольник второй):

В  пред|смертном  ы-ы-|ы́  та|ится  полу|звук,
Он |  каплет  и  цве|тет  и  |  ловится,  как  |  стук.



стих назадвернуться к оглавлению словаря стих вперед




Лента комментариев
 
  • В слезах холодного дождя
  •   автор стиха: Север Вера
      - А если заменить последнюю строчку на "победа недалече"
    Ты же про войну писала? И по рифме приятнее.
       комментарий от: Миропольский Владимир

     
  • Обиделся...
  •   автор стиха: Миропольский Владимир
      - Рассмешили, буд-то вы не знали,
    что и сами были на крючке...
       комментарий от: Север Вера

     
  • Танго в ноябре
  •   автор стиха: Brodiaga
      - Красиво. Поэтично.
    Есть ощущение поздней осени
    в танце на песке.
       комментарий от: Север Вера





    Ответы на комментарии
     
  • Танго в ноябре
  •    на комментарий от: Север Вера
      - Спасибо Вера
       ответ: Brodiaga

     
  • Обиделся...
  •    на комментарий от: Север Вера
      - Верунь, мы вроде с тобой пили?
    Пора переходить на "ты"
    Не помню точно, в призрачном том мире
    Там ты была или не ты.
       ответ: Миропольский Владимир

     
  • А.Посохов "Инфляция и мы"
  •    на комментарий от: Север Вера
      - Да вот не всем капитуляция, кое-кому она в радость. Спасибо, Вера!
       ответ: Посохов Александр

    © Мастерская современной поэзии 2013 - 2019