Стихи Мастерская современной поэзии

книги
Категория


Книги Мастерской

Поэтический словарь

Толковый словарь

Толковый словарь Даля

Подбор рифмы



    Мастерская:
Логин:
Пароль:


Видео и музыка к стихам наших авторов



 Сейчас на сайте:
 Гостей: 14 человек


Тактометрический период



ТАКТОМЕТРИ́ЧЕСКИЙ ПЕРИ́ОД — объективная мера правильного ритмического процесса в стихе, в пределах которой гармонически сочетаются структура ритма и фразостроение, работа речевого аппарата и дыхание. Вопрос о границах метрического стиха был поставлен в 19 в. русским теоретиком стиха А. Кубаревым, который в книге «Теория русского стихосложения» (1837) писал: «Пока из оснований рифмики (т. е. ритмики — А. К.) не будет положительно выведено, чем должно определять пространство стиха, до тех пор пределы его произвольны». О «пределах стопности стиха» и о пределах большой ритмической единицы говорил в своем «Трактате о русском стихе» Г. Шенгели (1923). Такой мерой «пространства стиха» является Т. п., он охватывает собой весь стих — от анакрузы до эпикрузы включительно. В классе трехдольников существует 12 видовых тактометрических периодов, в классе четырехдольников — 16, в классе пятидольников — 20 и в классе шестидольников — 24 периода. Теоретически в ритмических процессах формирования правильного метрического стиха могут участвовать 72 видовых Т. п. и, значит, 72 видовых контрольных ряда, а в пределах каждого ряда — множество типовых формообразований. Это — «динамические стереотипы» (И. П. Павлов), метрические эталоны стиховых размеров, в рамках которых формируется речевой процесс. Как большая мера ритмического процесса, Т. п. слагается из кратного повторения в нем первичной, малой метрической меры одного нз многодольников, которая называется кратой, отсюда — трехдольная крата, или трехдольник, четырехдольная крата, или четырехдольник, и т. д. Пределы кратности повторов определяются теми же количествами, что и при установлении классов многодольников, — трехкратный, четырехкратный, пятикратный и шестикратный повторы. Периоды объединяются в метрическом цикле (строфа). Из практики поэтов видно, что стих (поэтическая строка) не всегда совпадает с Т. п. Вот примеры.
   Стих и период совпадают. Четырехкратный четырехдольник второй:

Без | отдыха пи|рует /\ с дру|жиной уда|лой /\ /\
И|ван Васильич | Грозный /\ под | матушкой Мос|квой. /\ /\ 
(А. К. Толстой)

Размер тот же; стих и период не совпадают:

Лю|безный име|нинник, /\
О, | Пущин доро|гой! /\ /\  
При|брел к тебе пус|тынник, /\
С от|крытою ду|шой. /\ /\ 
(А. Пушкин)

Четырехкратный четырехдольник первый; стих и период совпадают:

| Осень! Обсы|пается /\ | весь наш бедный | сад. /\ /\ /\ |
| Листья пожел|телые /\ | по ветру ле|тят. /\ /\ /\ |
(А. К. Толстой)

Размер тот же; стих и период не совпадают:

| В сумерки ве|сенние /\ |
| За листвой бе|рез /\ /\ /\ |
| Гулко в отда|лении /\ |
| Свистнул паро|воз. /\ /\ /\ |
(С. Маршак)

Четырехкратный трехдольник второй; стих и период совпадают:

Гля|жу как бе|зумный на | черную | шаль /\
И | хладную | душу тер|зает пе|чаль. /\ 
(А. Пушкин)
 
Размер тот же; стих и период не совпадают:

Гус|тая кра|пива
Шу|мит под ок|ном, /\  
Зе|леная | ива
По|висла шат|ром. /\ 
(А. Фет)


   И, наконец, последний пример сличения двух одноразмерных периодов (четырехкратный четырехдольник четвертый), в первом случае стих совпадает с периодом:

Ходила | по́ лесу, по | ве́ресу, а | ве́рес не тра|ва́.
Любила | ма́льчика три | го́дика, как | ро́занчик цве|ла́.
                  (Народная частушка)

Во втором случае период разбит на пять стиховых строк по принципу рифмы:

Ночной зе|фи́р
Струит э|фи́р.
Шумит,
Бе|жи́т
Гвадалкви|ви́р.
(А. Пушкин)

То же без разбивки на строчки:

Ночной зе|фи́р струит э|фи́р. Шумит, бе|жи́т Гвадалкви|ви́р.

Запись Пушкина с разбивкой периода на пять строк объясняется строфической структурой стиха.

См. Тактовик, Народный стих, Исторические песни, Частушка.



стих назадвернуться к оглавлению словаря стих вперед




Лента комментариев
 
  • МОЖЕТ ПРОСТО МЕНЯ ЖАЛЕЕШЬ
  •   автор стиха: Волынская Елена
      - Если честно, не люблю, когда \"моль\" жалеет,
    а сама живёт в аду и от чувства тлеет.. (это я так, к слову..) Прошло вркмя ярославн, витязей
    заморских Теперь курят все кальян в гендерной прихожей..
       комментарий от: Север Вера

     
  • Ночью
  •   автор стиха: Голубов Борис
      - Не забыть бы что было вчера,
    и зачем дождь тушил сухой хворост,
    и казалось: горела земля
    и по ней ходил ветер свободный..)
    По крайней мере поэтично! Вдохновения.
       комментарий от: Север Вера

     
  • БАТЬКА ЛУКАШ и 33 БОГАТЫРЯ!!!
  •   автор стиха: Сенцов Ксенофонт
      - Что-то видимо не так нынче в Белорусии,
    если русский вдруг отряд стал сплошным безумием..
    И мы все без дураков ищем: почему один клоун за позор
    принял эту чушь..
       комментарий от: Север Вера





    Ответы на комментарии
     
  • МОЖЕТ ПРОСТО МЕНЯ ЖАЛЕЕШЬ
  •    на комментарий от: Север Вера
      - Спасибо.. Интересные у Вас мысли, но я все же о любви, которая, верю, существует. И, думаю, не все курят каньян.
       ответ: Волынская Елена

     
  • \"Как будто душа и не знала печали...\"
  •    на комментарий от: Викторович Александр
      - Здравствуйте, Александр!

    Ничего не понял из Вашего комментария:

    «Н-у-у-у... 12 против 11....
    И так явственно.....» Что сие утверждение означает???

    И над чем надо работать? И почему Вы указываете только на первую строфу (это никак не катрен)? И почему это я её никоим образом не поддерживаю?
    Первая строфа – о печалях, вторая – о сомненьях, третья – о неверии, а четвёртая всему этому подводит итог.

    Спасибо за визит и отклик!

    С уважением, Владимир.
       ответ: Vladimir Roberta

     
  • \"Тяжёлые тучи, как мрачные мысли...\"
  •    на комментарий от: Викторович Александр
      - Здравствуйте, Александр!

    Позвольте заметить, что Гро́мов – это фамилия, а гром (тот, что гремит в небе) в род. пад. мн. ч. – громо́в. Поэтому я не могу понять этого замечания (несмотря на демонстрацию Вашей эрудированности).

    И о счастьи:
    Существительное, неодушевлённое, средний род, 2-е склонение (тип склонения 6*a по классификации А. А. Зализняка); в художественной (особенно поэтической) речи допустима также форма предл. пад. ед. ч. сча́стьи. (Викисловарь) https://ru.wiktionary.org/wiki/%D1%81%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C%D0%B5
    На это же обращает внимание и Полный академический справочник Правил русской орфографии.

    Точка с запятой после «озоном» поставлена не случайно, а потому что без неё длинное предложение будет перегружено запятыми. Кроме того, последние две строки указывают читателю на то, что стихотворение – не просто описывает явление природы, но и явления жизни и творчества. Поэтому я скорее согласился бы поставить после «озоном» точку.

    А в целом:
    Благодарствую за прочтение и высказанные мнения по поводу!
    Буду рад Вашим конструктивным замечаниям и в дальнейшем.

    С уважением, Владимир.
       ответ: Vladimir Roberta

    © Мастерская современной поэзии 2013 - 2019