Стихи Мастерская современной поэзии

книги
Категория


Книги Мастерской

Поэтический словарь

Толковый словарь

Толковый словарь Даля

Подбор рифмы



    Мастерская:
Логин:
Пароль:


Видео и музыка к стихам наших авторов



 Сейчас на сайте:
Беляев Александр
 Гостей: 326 человек


Поэтическая этимология



ПОЭТИ́ЧЕСКАЯ ЭТИМОЛО́ГИЯ (термин Г. Винокура) — вид двойного или тройного звукового параллелизма, когда поэт подбирает к первому члену сопоставления фонетически близкие слова, подчеркивая тем самым единство звуковой структуры стиха. Такой отбор аллитерируемых слов накладывает на стихи особый ассоциативный отпечаток, отклоняющий порой мысль от прямого логического развития. Неумеренное использование близких по звучанию, но далеких по значению слов может вызвать сбивчивость ассоциаций и привести к затемнению смысла. Прием П. э. появился в русской поэзии 20 в., когда возрос интерес к внутренней форме звучащего слова. Некоторые литературоведы, вслед за В. Вундтом, называют это явление звуковой метафорой (Б. Томашевский). Очень близкое или полное звуковое совпадение параллельных членов обычно приводит к каламбуру (ср. Каламбурные рифмы и Семантический ассонанс).
Примеры П. э.:

Со сталелитейного стали лететь
Крики, кровью окрашенные,
Стекало в стекольных, и падали те,
Слезой поскользнувшись страшною.
                  (Н. Асеев)

Я запретил бы «продажу овса и сена»...
Ведь это пахнет убийством отца и сына.
                  (Он же)

Он вне себя. Он внес с собой
Дворовый шум и — делать нечего:
На свете нет тоски такой,
Которой снег бы не вылечивал.
                  (Б. Пастернак)

Забором крался конокрад,
Загаром крылся виноград.
                  (Он же)

В даль глазами лезу я...
Низкие лесёнки;
мне
сия Силезия
влезла в селезенки.
                  (В. Маяковский)

Толпа метавшихся метафор
Вошла в музеи и в кафе.
                  (П. Антокольский)

Кругом тута и туя,
А что такое — Туля!
То ли турчанка —
Тонкая талия?
То ли речонка —
Горная, талая?
То ли свистулька?
То ли козуля?
Туля?
                  (А. Вознесенский)

   В классической поэзии прием П. э. — редкое явление, например в игривых стихах А. Пушкина в письме С. Соболевскому:

У Гальяни иль Кольони
Закажи себе в Твери
С пармазаном макарони
Да яишницу свари.


    В русской народной поэзии приемы П. э. можно обнаружить среди частушек, отличающихся необыкновенной легкостью фонетической структуры:

Сирень, сирень, сиренечка,
Сиреневая веточка.
Не подходишь — и не надо,
Серенькая кепочка.



стих назадвернуться к оглавлению словаря стих вперед


Лента комментариев
 
  • Снежинка на ладонь упала...
  •   автор стиха: Гарипов Артур
      - Оригинально по стилю и подаче! Удачи!
       комментарий от: Север Вера

     
  • Изгои
  •   автор стиха: Беляев Александр
      - Сочно! Нечего сказать! - Не прибавить, не убрать -
    изгой в бездну катится, а душа-то мается..)) Вдохновения!
       комментарий от: Север Вера

     
  • Зимнему солнцу
  •   автор стиха: Васильков Михаил
      - Надеяться, верить.. и благодарить,
    что солнце светит как умеет,
    чтоб на земле не гасла жизнь
    и по-особому нас греет..))
    У природы нет плохой погоды,
    всякая погода благодать..
       комментарий от: Север Вера





    Ответы на комментарии
     
  • Изгои
  •    на комментарий от: Север Вера
      - Вера, благодарен безмерно. Спасибо, что поняли и оценили. С уважением А. Б.
       ответ: Беляев Александр

     
  • Изгои
  •    на комментарий от: Север Вера
      - Вера, благодарен безмерно. Спасибо, что поняли и оценили. С уважением А. Б.
       ответ: Беляев Александр

     
  • Зима! Кругом белым-бело...
  •    на комментарий от: Север Вера
      - Спасибо, Вера!
       ответ: Гарипов Артур

    © Мастерская современной поэзии 2013 - 2019