Стихи Мастерская современной поэзии

книги
Категория


Книги Мастерской

Поэтический словарь

Толковый словарь

Толковый словарь Даля

Подбор рифмы



    Мастерская:
Логин:
Пароль:


Видео и музыка к стихам наших авторов



 Сейчас на сайте:
Екатерина
Баро Михаил
Белов Георгий
 Гостей: 280 человек


Напевный стих



НАПЕ́ВНЫЙ СТИХ — термин поэта И. Рукавишникова, назвавшего так форму своих сказов, построенных на использовании и развитии традиции русского народного эпического стиха (былины, исторические песни). Попытка Рукавишникова создать литературный стих по метрическим законам народного стиха весьма примечательна. Его «Сказ про Степана Разина» — закономерный опыт применения народных форм стиха в современной поэзии; после «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Лермонтова это — второй удачный пример обращения поэта к народному стиху. Опыт Рукавишникова представляется тем более ценным, что поэт, взяв за образец метрические формы народного стиха, не слепо следовал им, а сознательно совершенствовал метрические начала народного стиха, ощутимо показывая богатейшие возможности национальных форм стиха, таящиеся в русской народной поэзии. Заслуга И. Рукавишникова заключается в опровержении заблуждения теоретиков, утверждающих, что растяжение слогов, т. е. долгие слоги, — это свойство и преимущество только античного стиха. Растяжение слогов частично уже допускали и допускают русские поэты — К. Рылеев, Н. Некрасов, Ап. Григорьев, А. Блок, В. Маяковский, В. Луговской, Н. Асеев и др. (см. Долгий слог, Тактометр, Народный стих, Частушка).
    Н. с. Рукавишникова, подобно русским былинам и историческим поэмам (песням), нужно скандировать четким речитативом, нараспев. Ритмическая структура Н. с. — четырехкратный четырехдольник, в нижеследующем примере — с двудольной анакрузой. Ритм. Н. с. преимущественно константный. Вот начальные строки из «Сказа» Рукавишникова:

Нале|тел /\ то-о|пор /\ да на | о-остры-ый | сук, /\
Наско|чи-ила под|кова на бу|лы-ыжни-и|чек. /\
Уж ты, | во-оля, ты | во-оля, ты | во-оля мо|я. /\
Были | ту-уги о|ре-ешки Те|рё-ошке. /\ | /\ /\
Уж ни|ка-ак-то он | с ними совла|дать /\ не-е | мог. /\
Сидел | голодом Те|рё-ошка да | пла-ака-ал|ся. /\  

   В отличие от И. Рукавишникова, обозначившего термином «Н. с.» определенную ритмическую структуру, близкую традициям народного стихосложения, исследователь русского лирического стиха Б. Эйхенбаум в книге «Мелодика стиха» (1922) ввел тот же термин для характеристики напевной интонации в лирике.



стих назадвернуться к оглавлению словаря стих вперед


Лента комментариев
 
  • Язык Богов. 42. НеБо и НеБеса
  •   автор стиха: Казаков Виталий
      - вечность
       комментарий от: Александр Скрыма

     
  • Уравнение для всех
  •   автор стиха: Север Вера
      - Ну, я бы рифмы всё таки уважал.
       комментарий от: Побежимов Вениамин

     
  • Пиратский берег
  •   автор стиха: Зазерский Лев
      - Хорошо написано!
       комментарий от: Побежимов Вениамин





    Ответы на комментарии
     
  • Заметёт дороги скоро
  •    на комментарий от: Север Вера
      - Спасибо!!!!!!
       ответ: Голикова Татьяна

     
  • Заметёт дороги скоро
  •    на комментарий от: Голикова Татьяна
      - Совсем другое дело! Вы просто молодец! Вдохновения и веры в себя!
       ответ: Север Вера

     
  • Уравнение для всех
  •    на комментарий от: Побежимов Вениамин
      - Рифмы бывают разными.. бедные, внутренние, созвучные и т.д.
    Так что это только дело времени и вкуса а ещё внутреннего звучания души.. Толи ещё будет!
       ответ: Север Вера

    © Мастерская современной поэзии 2013 - 2019