|
Античная метрика
АНТИ́ЧНАЯ МЕ́ТРИКА (от лат. antiquus — древний и греч. μέτρον — мера) — система строения древнегреческого стиха, усвоенная затем и древнеримскими поэтами. Она основана на подиях, т. е. на стопах, и учитывает долготу и краткость слогов в стихе. Античная стопа — это определенная ритмическая группа долгих и кратких слогов, повторяющаяся в стихе данного размера. Краткий слог состоит из краткого гласного звука или согласного с гласным, его длительность составляет «хронос протос», — одну мору, или долю; следовательно, краткий слог — это одноморный (однодольный) слог, обозначается он значком « ». Долгий слог обычно бывает двуморным (двудольным), его длительность определяется или долгим гласным звуком, или сочетанием гласного с двумя-тремя согласными, или сочетанием согласного, гласного и двух согласных; обозначается он знаком «—» или (лучше) « », что указывает на его двудольное протяжение. Двудольной стопы в А. м. не было, если не считать пиррихия, введенного в метрику позднее и представляющего собой замену долгого двудольного слога двумя краткими слогами ![](pictures/duzhka.gif) . Стопы трехдольные: хорей, или трохей ![](pictures/dv-bezud.gif) , ямб ![](pictures/duzhka.gif) и трибрахий ![](pictures/duzhka.gif) ![](pictures/duzhka.gif) . Стопы четырехдольные: дактиль ![](pictures/dv-bezud.gif) ![](pictures/duzhka.gif) , амфибрахий ![](pictures/duzhka.gif) ![](pictures/dv-bezud.gif) , анапест ![](pictures/duzhka.gif) ![](pictures/duzhka.gif) ; спондей ![](pictures/dv-bezud.gif) , дипиррихий, или прокелевзматик ![](pictures/duzhka.gif) ![](pictures/duzhka.gif) ![](pictures/duzhka.gif) . Стопы пятидольные: пэон первый ![](pictures/dv-bezud.gif) ![](pictures/duzhka.gif) ![](pictures/duzhka.gif) , пэон второй ![](pictures/duzhka.gif) ![](pictures/dv-bezud.gif) ![](pictures/duzhka.gif) , пэон третий ![](pictures/duzhka.gif) ![](pictures/duzhka.gif) ![](pictures/dv-bezud.gif) , пэон четвертый ![](pictures/duzhka.gif) ![](pictures/duzhka.gif) ![](pictures/duzhka.gif) , бакхий ![](pictures/duzhka.gif) ![](pictures/dv-bezud.gif) , кретик, или амфимакр ![](pictures/dv-bezud.gif) ![](pictures/duzhka.gif) , антибакхий, или палимбакхий ![](pictures/dv-bezud.gif) ![](pictures/dv-bezud.gif) . Стопы шестидольные: молосс, или тримакр ![](pictures/dv-bezud.gif) ![](pictures/dv-bezud.gif) , ионик нисходящий, или большой ![](pictures/dv-bezud.gif) ![](pictures/dv-bezud.gif) ![](pictures/duzhka.gif) , ионик восходящий, или малый ![](pictures/duzhka.gif) ![](pictures/duzhka.gif) ![](pictures/dv-bezud.gif) , антиспаст (ямбохорей) ![](pictures/duzhka.gif) ![](pictures/dv-bezud.gif) ![](pictures/dv-bezud.gif) , хориямб ![](pictures/dv-bezud.gif) ![](pictures/duzhka.gif) ![](pictures/duzhka.gif) . Стопы семидольные: эпитрит первый ![](pictures/duzhka.gif) ![](pictures/dv-bezud.gif) ![](pictures/dv-bezud.gif) , эпитрит второй ![](pictures/dv-bezud.gif) ![](pictures/duzhka.gif) ![](pictures/dv-bezud.gif) , эпитрит третий ![](pictures/dv-bezud.gif) ![](pictures/dv-bezud.gif) ![](pictures/duzhka.gif) , эпитрит четвертый ![](pictures/dv-bezud.gif) ![](pictures/dv-bezud.gif) ![](pictures/dv-bezud.gif) . Стопы восьмидольные: диспондей ![](pictures/dv-bezud.gif) |![](pictures/dv-bezud.gif) и дохмий ![](pictures/duzhka.gif) ![](pictures/dv-bezud.gif) ![](pictures/dv-bezud.gif) ![](pictures/duzhka.gif) . Из этих стоп составлялись античные стихотворные размеры. Сильная часть стопы с ритмическим ударением называется тезисом, слабая часть — арсисом. Словесные ударения в античном стихе располагаются свободно на любой доле стопы, вследствие чего структура античного стиха с ритмической инверсией существенно отличается от константных ритмов западноевропейского и русского классического стиха. Античные стихи нужно скандировать, соблюдая долготу слогов и интонационно выделяя ударные слоги в словах, часто не совпадающие с сильными по положению долями стопы. Группа слов в А. м. объединяется в метрический член или колон (стихотворная строка); группа членов, являющихся законченным ритмическим целым, называется периодом. Из периодов («ката стихон») или из разномерных членов и периодов, объединенных в одно целое, строилось античное стихотворение. Такое построение у греков называлось системой. Строфа в А. м. состоит или из одной такой системы (в монодической лирике) или из нескольких систем (хоровая лирика и драматическая поэзия). Помимо стихов, построенных на повторении определенной стопы, в А. м. существуют смешанные размеры, составленные из разных стоп; они называются логаэдами, или логаэдическими. Таковы алкеев стих, анакреонтов стих, сапфический стих и др. А. м. оказала огромное влияние на формирование европейского стиха. Существующие в европейской поэтике названия стихотворных размеров (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий и пр.) заимствованы из А. м. Однако европейские (в их числе и русские) ямбы, хореи, дактили и пр. совершенно не соответствуют античным: 1) в европейских стихотворных размерах не принято введение в стих долгих слогов (т. е. растяжение гласного) и 2) акцентуация в европейских ямбах, хореях, дактилях обязательно совпадает с сильными долями стопы (тезисами), в то время как в А. м. она могла быть и на слабых долях стопы (арсисах). В связи с этим самый характер ритма античного стиха определенного метра существенно отличается от ритма европейского стиха того же названия; например, античные хореи и ямбы — трехдольные стопы (![](pictures/dv-bezud.gif) и ![](pictures/duzhka.gif) ), в европейской же метрике они двудольны (![](pictures/duzh-ud.gif) и ![](pictures/duzhka.gif) ); античный дактиль — четырехдольная стопа (![](pictures/dv-bezud.gif) ![](pictures/duzhka.gif) ), поэтому он и заменяется равновеликим четырехдольным спондеем (![](pictures/dv-bezud.gif) ), в европейской же метрике дактиль — трехдольная стопа (![](pictures/duzh-ud.gif) ![](pictures/duzhka.gif) ), а спондей — двусложный ![](pictures/duzh-ud.gif) . В истории русской поэтики известны попытки ввести в теорию и практику античные стопы с их долготой и свободной акцентуацией. Первая попытка принадлежит М. Смотрицкому (17 в.). Вторую теоретическую попытку сделали в 80-е годы 19 в. проф. Московского университета Р. Вестфаль и московский музыковед Ю. Мельгунов. Ни первая (практическая), ни вторая (теоретическая) попытки применения античных стоп в русской поэзии не нашли последователей.
| Лента комментариев
Несмотря ни на что |
автор стиха: Север Вера |
- и не верь нИкому. Читать умные мысли с ошибками Не дано никому. Делать ошибки совсем не грешно Только нужно исправить, мне не всё равно. |
комментарий от: Заходякин Вячеслав |
Несмотря ни на что |
автор стиха: Север Вера |
- Вер, знак есть, не уверен не обгоняй. Не получилось изящно - не выставляй. |
комментарий от: Заходякин Вячеслав |
Ромашка |
автор стиха: Котиков Владимир |
- У ромашки доля непростая, окрылять надеждою мечты, когда дева в поле молодая на цветах гадает о любви. |
комментарий от: Север Вера |
Ответы на комментарии
Несмотря ни на что |
на комментарий от: Заходякин Вячеслав |
- Что за мысли, что за темы? - Мимо жизни не пройдёшь! |
ответ: Север Вера |
Караси, ты даже не проси! |
на комментарий от: Север Вера |
- Чего Вам в жизни Вашей не хватает? Мужской руки и запах сигарет? Вот думаю о чем же женщина мечтает? Наверное о Славе! Так может это обо мне? |
ответ: Заходякин Вячеслав |
Ты мой герой |
на комментарий от: Заходякин Вячеслав |
- По вашему понятию, героев больше нет, а мне все больше кажется без них тускнеет свет... |
ответ: Север Вера |
|