|
Раёшный стих, раёк
РАЁШНЫЙ СТИХ, РАЁК — древнейшая форма русского народного дисметрического стиха (верлибр) со смежными рифмами, определяемого интонационно-фразовым и паузным членением. Короче говоря, это рифмованный фразовик. Тематика и жанры Р. с. самые разнообразные: от злободневной сатиры до веселого балагурства. Большинство народных театральных пьес и тексты представлений для народного кукольного театра (вертеп, петрушка, балаган) составлялись в форме райка, необычайно подвижной по своей структуре и наиболее подходящей для импровизационных выступлений на сцене. Пример Р. с. (из книги «Народно-поэтическая сатира», Л., 1960):
А вот, господа, разыгрывается лотерея. Воловий хвост да два филея!.. Еще разыгрываются часы о двенадцати камнях Да на трех кирпичах. Из неметчины привезены на дровнях! Еще разыгрывается чайник без крышки, без дна — Только ручка одна!.. Настоящий китайский фарфор! Был выкинут на двор, А я подобрал, да так разумею, Что можно и фарфор разыграть в лотерею! Ну, ребята, налетайте — Мои билеты раскупайте!.. Вам билеты на цигарки сгодятся, А у меня в мошне рубли зашевелятся!..
В русской литературе Р. с. долгое время был в пренебрежении, несмотря на то, что виднейшие русские поэты обращались к этой емкой народной форме стиха, например, А. Пушкин в «Сказке о попе и о работнике его Балде», выдержанной в духе народного райка:
Жил-был поп, Толоконный лоб, Пошел поп по базару Посмотреть кой-какого товару. Навстречу ему Балда Идет, сам не зная куда. «Что, батька, так рано поднялся, Чего ты взыскался?..»
Н. Некрасов использовал в стихотворении «Дядюшка Яков» форму укороченного, прибауточного Р.:
У дядюшки Якова Хватит про всякого. Новы коврижки — Гляди-ко: книжки! Мальчик-сударик, Купи букварик, Отцы почтенны! Книжки неценны; По гривне штука — Деткам наука!..
Совсем по иному звучит стих А. Блока, применившего форму райка в поэме «Двенадцать»; здесь Блок употребил перекрестные и даже охватные рифмы, вместо традиционных для Р. с. смежных рифм:
Черный вечер, Белый снег... Ветер, ветер, На ногах не стоит человек. Ветер, ветер — На всем божьем свете. Белый снежок, Под снежком ледок. Скользко, тяжко — Всякий ходок Скользит — ах, бедняжка!.. От здания к зданию Протянут канат. На канате плакат; «Вся власть учредительному собранию!»
Широко пользовался Р. с. Демьян Бедный в своих агитационно-политических и сатирических произведениях. Вот начало его стихотворной «Повести о том, как четырнадцатая дивизия в рай шла»:
Поужинавши с попадьей обильно, Глядел поп на попадью умильно: «Кончала б уж ты, мать, свое чаепитие, Потому как я чувствую в себе наитие». И так-то поп в мыслях своих распалился, Ан, тут мужик к нему в горницу ввалился И, не отдышавшись, забубнил у дверей: «Иди ко мне, батя, скорей. Прибилась ко мне утресь старушка, Убогая побирушка, Попросилась с устатку — прилечь, Пособил я ей взобраться на печь. Бесперечь весь день на печи она кашлем дявилася, А нынче у нее икотка появилася, Губами шевелит, что-то сказать старается, Видать по всему — помирать собирается!» Раешным стихом писали В. Хлебников («Ночь перед Советами») и В. Маяковский, который утверждал дисметрические формы стиха, во многом идущие из глубин народного творчества. Его агитационные стихи и лозунги периода гражданской войны — это продолжение и совершенствование традиций народного Р. с. В годы Великой Отечественной войны С. Кирсанов создал фронтовой раёк «Заветное слово Фомы Смыслова — русского бывалого солдата», которое выпускалось массовыми листовками для Красной Армии и передавалось по радио. Вот небольшой отрывок (смежная и перекрестная рифмовка): «Должен я, вам, бойцы, доложить собственный опыт. Чтоб скорее врага сокрушить, доберись до немецких окопов. Доберись и иди в рукопашную, схватку бесстрашную! Тут тебе нечего бомбы бояться — ежели мы ворвались к ним, не будет немецкая авиация бить по окопам своим. Пушкам немецким бить не приходится — немцы тут же в окопе находятся. Мы в рукопашной немцу страшнее, — всаживай штык в поганую шею, занимай, очищай траншею. Куй железо, пока горячо, атакуй еще и еще. И все назовут тебя храбрецом. Дружит победа с умелым бойцом!..» Заслуживают внимания опыты лирического райка в советской поэзии:
Я чудачу, Я куд-кудачу! Яйца несу В человечьем лесу. Ряженый, Рифмами слаженный, Грубый, Неглаженый! Для ярмарок создан, Для свадеб задуман, Для судеб замыслен, Как скобка, захватан, Как сковородка, замаслен... (В. Боков) Елка, елка — сердце заёкало! Хваленые, смолёные, елки — возами, Весело на базаре! Вокруг холостых ходят сваты, сладили сделку, сватают девку! Притихли елки, Как на помолвке... Одна выпрямилась, тоненькая: — Возьми меня, тетенька! (Э. Котляр)
Одна из самых популярных форм народной поэзии, которую ввел в большую литературу А. Пушкин, — раёк, через столетие нашел свое место в советской поэзии. Можно думать, что возрожденному Р. с. предстоит большое будущее.
| Лента комментариев
Александр Посохов "Выбирая жену" |
автор стиха: Посохов Александр |
- Среди всего у женщин много зла. На нас, на мужиков, насобиралось. Простим же их, они ведь не со зла Живут и любят, нами восхищаясь. |
комментарий от: Миропольский Владимир |
Александр Посохов "Власть ума" |
автор стиха: Посохов Александр |
- Вы не Пророк, случайно, Александр? А то пожить слегка ещё охота. У человека власти много - это так. Но всё же есть немного власти и у Бога. |
комментарий от: Миропольский Владимир |
ЧИТАТЕЛЬ, ПОСМОТРИ,,, |
автор стиха: Сметанкин Андрей |
- Война всегда для мира - обновленье, Хотя несёт с собой одно лишь только зло. А Родина, как мать, одна и незабвенна. Нам нужно защищать её, другого не дано. |
комментарий от: Миропольский Владимир |
Ответы на комментарии
Посохов о женщинах |
на комментарий от: Север Вера |
- Правда Ваша, Вера! |
ответ: Посохов Александр |
Александр Посохов "Выбирая жену" |
на комментарий от: Миропольский Владимир |
- Скорее, наоборот: думая о бабах, надо молиться... Спасибо, поэт! |
ответ: Посохов Александр |
Слова, обычные слова |
на комментарий от: Север Вера |
- О любви словечко скажешь вдруг... - из под ног Земля вспорхнёт мой друг! |
ответ: Харламов Виктор |
|