|
Народный стих
НАРО́ДНЫЙ СТИХ — многообразный по формам стих, которым написаны русские народные былины, сказы, песни, частушки и пр. Строение русского народного стиха до сих пор еще не изучено вследствие необычайной сложности его форм, резко отличающихся от форм классического стиха; единого общепринятого взгляда на строение Н. с. еще не существует. Основная причина трудности распознавания и классификации форм Н. с. заключается в том, что исследователи пытались сделать это, исходя из теории классического стиха, которая стоит в явном противоречии с технологией форм Н. с. Первая попытка разобраться в строении Н. с. принадлежит В. Тредиаковскому, который искал в нем опоры для своего «тонического стиха». Определенных выводов о строении Н. с. Тредиаковский не дал. Большими достоинствами обладает исследование Н. с., сделанное в первой трети 19 в. А. Востоковым, который считал русское народное стихосложение оригинальным, но «довольствующимся одними ударениями, не знающим употребления стоп и рифм». Востоков определял русский Н. с. как акцентный. Это утверждение Востокова верно в отношении лишь одной формы Н. с., а именно дисметрической. Но в Н. с. есть и другие оригинальные, метрические формы, о существовании которых Востоков не мог знать, так как в его время не были произведены такие многочисленные и многообразные записи Н. с., какими располагаем мы сейчас. Однако в его время («Опыт о русском стихосложении» А. Востокова вышел в 1817 г.) все же был сборник Н. с. Кирши Данилова, где имеются образцы метрического, т. е стопного стиха, правда, совершенно иной ритмической конструкции, чем в книжном классическом стихе (М. Ломоносова, В. Петрова, А. Сумарокова, Г. Державина и молодого Пушкина). Отрицая в Н. с. стопы, Востоков отрицал и наличие в нем рифм, отметив, однако, единство клаузул. Несмотря на столь явную односторонность учения Востокова о русском Н. с., оно имело в 19 в. много последователей и имеет их доныне. В 1838 г. в Москве вышла книга А. Кубарева «Теория русского стихосложения», в которой автор выдвинул смелую для своего времени теорию тактов и пауз. Кубарев считал, что «у древних стопа, у нас такт, понятия тождественные»; в противоположность Востокову, он защищал метрический принцип строения Н. с., различая краткие и долгие слоги, а также ритмические паузы в стихе. Таким образом, в истории русского стиховедения, касающегося народной поэзии, обозначались два диаметрально противоположных взгляда на формостроение Н. с.: теория А. Востокова, определявшего Н. с. как акцентный, и теория А. Кубарева, утверждающего, что Н. с. — это метрический, стопный стих. Теорию Востокова поддерживали Н. Греч, В. Классовский, С. Шафранов, П. Сокальский, И. Голохвастов, а в наши дни М. Штокмар; теорию Кубарева — Н. Надеждин (частично), Д. Дубенский, Р. Вестфаль, Ю. Мельгунов (два последние — исходя из принципа античной метрики), Ф. Корш, М. Малишевский и автор этих строк. Изучение огромного богатства народной поэзии показывает, что русский народ создал свои самобытные, многообразные формы стиха, среди которых имеется и дисметрическая форма, и многоразличные метрические формы, и паузный стих, и стихи с рифмами, и стихи без рифм. На протяжении многих веков в России были созданы великолепные национальные формы стиха, обусловленные самим строем и духом языка. Трудность их изучения и понимания объясняется тем, что исследователи Н. с. подходили к нему с условными мерками теории силлабо-тонического стиха, которые в данном случае ставили исследователей в ложное положение. Структура русского Н. с. станет ясна, если ее рассматривать не с точки зрения традиционного стопосложения, а исходя из основ тактометрической ритмологии, в пределах которой находят свое место и формы классического литературного стиха, и просодия виршевиков, и формы Н. с. Ниже даются примеры лишь основных форм русской народной поэзии. Как и все стихи, народные стихи следует прежде всего разделить на две категории — дисметрические и метрические. К дисметрическим формам стиха относятся: интонационно-фразовая форма (фразовик), акцентный стих, или ударник (оба вида — не рифмованные стихи), и раешник (с рифмой). Пример народного фразовика (рифма в конце отрывка случайная):
Ах, туманы вы мои, туманушки, Вы туманы мои непроглядные, Как печаль-тоска, ненавистные, Не подняться вам, туманушки, с синя моря долой, Не отстать тебе, кручинушка, от ретива сердца прочь! Ты возмой, возмой, туча грозная, Ты пролей, пролей част крупен дождик, Ты размой, размой земляну тюрьму, Чтоб тюремнички, братцы, разбежалися, Во темном бы лесу собиралися... («Песня разинцев»)
Пример народного ударника (двухударник):
Вы, ку́дри ль мои, ку́дри, Хорошо́ ль, кудри, расче́саны? Как по пле́чикам лежа́т И разви́ться не хотя́т. Как завила́, завила́ Чужа да́льня сторона́. Как пла́кала, тужи́ла Наша Обозе́рска слобода́, Наша Обозе́рска слобода́, Что нагуля́ться не дала́! Разори́л нашу сторо́нку, Злодей боя́рин-господи́н...
Пример народного четырехударника с двусложной клаузулой:
Ой, са́хар мой, са́хар, бел крупи́чатый, кана́рской! Кто́ тебя станет ку́шать, наслади́т свою ду́шу? Ой, ба́рхат мой, ба́рхат, помара́нцов, венице́йской! Кто́ тебя будет носи́ти, в тебе бу́дет красова́ться?
Пример дисметрического раешного Н. с. с рифмами:
Послушайте, миряне и все православные христиане, Что ныне сделалося, великое чудо учинилося Над долгим попом, над прямым дураком, От Козмы и Дамияна из-за реки, а в приходе у него богатые мужики. А зовут его, попа, Савою, да не мелок он славою. А еще живет и за рекою, а в церкву ни ногою...
Область метрических Н. с., построенных на ритмических модификациях четырехдольника, занимает огромное место в русской народной поэзии, во всяком случае, не менее половины всех народных стихотворений: былин, исторических песен и песен лирических — бытовых, обрядовых, хороводных, семейных, любовных и пр. Четырехдольники — любимейшая ритмическая форма народной поэзии, здесь использованы такие богатства, как введение долгих слогов (растяжение гласных), внутристиховые паузы, ритмическая инверсия. Вот трехкратный четырехдольник первый, без анакрузы:
| Во поле бе|резонька сто|яла, /\ /\ | | Во поле куд|рявая сто|яла, /\ /\ | | Некому бе|резу зало|мати, /\ /\ | | Некому куд|рявой защи|пати. /\ /\ |
Исключительной популярностью в русской народной поэзии пользуется трехкратный четырехдольник третий с двусложной анакрузой, известный под именем «камаринской»; пример из сб. Кирши Данилова:
А и | тё-оща ты | тё-оща мо|я, /\ А ты | чё-ортова | пе-ерешни|ца! /\ Ты пой|ди, /\ погос|ти /\ у ме|ня. /\ А й ей | вы-ыехать | не-е на-а | чем, /\ Пе-еш|ком /\ она | к зя-атю приш|ла, /\ А /\ | в полог отды|хать /\ ле-ег|ла /\ Она | в жа-ары пет|ро-овски-и|е... /\
Или:
Как на | го-орке, на | горке, на го|ре, /\ На вы|соком на при|го-оро-оч|ке, /\ На го|ре /\ /\ два | дубчика сто|ят, /\ /\ На | дубчиках го|лубчики си|дят, /\ Промеж | себя разго|ва-арива|ют, /\ Меня | молодца вы|хва-алива|ют. /\ Ах, /\ | что это за | парень за та|кой!.. /\
Трехкратные четырехдольники второй ||| и четвертый ||| в народной поэзии не встречаются. Очень распространена в народной поэзии форма четырехкратного четырехдольника. Вот образец четырехкратного четырехдольника первого без анакрузы:
| И-ивушка, | ивушка зе|леная мо|я! /\ /\ /\ | | Что-о же ты, | ивушка, не | весело сто|ишь? /\ /\ /\ | | А-аль тебя, | и-ивушку, | солнышком пе|чет, /\ /\ /\ | | Солнышком пе|чет, /\ частым | дождичком се|чет? /\ /\ /\ | | Ехали бо|я-аре из | Новогоро|да, /\ /\ /\ | | Сру-убили | ивушку под | самый коре|шок. /\ /\ /\ |
Четырехкратный четырехдольник с двусложной анакрузой — самая распространенная форма метрического Н. с.:
Ах, де|ревня от де|ревни непо|да́леку сто|ит, /\ Проме|жу тоя де|ревни быстра | речушка те|чет. /\ Что во | той ли во де|ревне два И|ванушка жи|вут, /\ Два И|вана, два И|вана, два И|ва-анови|ча. /\ Как по|вадился И|ванушка ко | девушке ходить, /\ Он по | улице и|дет, /\ радость | песенки по|ет, /\ К широ|ку двору под|ходит, сам по|сви-истыва|ет, /\ За ко|лечушко бе|рет, /\ выго|ва-арива|ет... /\
Или:
Он, на | улице во|робышек под|пры-игива|ет, /\ Уж он | девушек, мо|лодушек на | улицу зо|вет: /\ «Уж вы, | девушки, мо|лодушки, схо|дитеся гу|лять, /\ И ска|кать, /\ и пля|сать, /\ и в ла|до-оши тре|пать!» /\ Вот де|вушки гово|рят: /\ «Нам сво|я воля гу|лять, /\ Отцы|-матери ве|лят, /\ не за|ка-азыва|ют, /\ Не за|ка-азыва|ют, /\ все при|ка-азыва|ют...» /\
Классический образец такого размера — известное стихотворение «Ах, вы, сени мои, сени». Народных стихов, выдержанных в ритме четырехкратного четырехдольника второго |||| и четвертого ||||, не встречается, или они так редки, что их трудно отыскать. Но эту форму легко обнаружить среди частушек.
Среди четырехкратных четырехдольников выделяется группа стихов резкого инверсированного ритма, например в четырехдольнике первом:
| При скудости | при бедности | при великой | нужде /\ /\ | | Покидает | мил милую | как голубь го|лубку. /\ /\ | |Голубушка | на воде, /\ | голубь под во|дою /\ /\ | | Хороший, /\ | пригожий, /\ | говори со | мною ... /\ /\ |
Или:
| Скажи, скажи, | мой миленький, | мила ль я те|бе? /\ /\ /\ | | А ты мне мил-|милешенек, | милей тебя | нет. /\ /\ /\ | | Как слышит то | сердечушко: | забыл ты ме|ня. /\ /\ /\ | | А я тебя | мила дружка | сама не сво|я... /\ /\ /\ | Далее следует одна из наиболее любимых форм Н. с. — пятидольник. Это сложная группировка, состоящая из самостоятельного трехдольника и несамостоятельного двудольника. Имеется пять видов пятидольника. Ниже приводится образец пятидольника третьего |:
Как на ма́тушке | на Неве́ реке, На Васи́льевском | славном о́строве, Что у при́стани | корабе́льныя, Молодо́й матрос | корабли́ снастил О двена́дцати | тонких па́русах, Тонких бе́лыих | полотня́ныих... Следующая популярная форма Н. с. — это шестидольник, сложная группа, образуемая самостоятельным четырехдольником и несамостоятельным двудольником (с константными и инверсированными ходами). Шестидольник имеет шесть видов. Для примера приводится шестидольник первый, без анакрузы:
| Пряди, моя | пряха, | | Пряди, не ле|нися! | | — Рада бы я, | пряха, | | Звали, зазы|вали! | | К соседу в бе|седу... |
К этой форме относится и популярная «Ночка»:
| Ночка моя | , ночка || ночка темна|я /\ | | Ночка темна|я да || ночь осення|я, /\ | | Ночь осення|я да || не последня|я. /\ | | Молодка мо|я да || молоденька|я, /\ | | Головка тво|я /\ || победненька|я... /\ |
Наконец, редко, но все же в народной поэзии встречаются трехдольные размеры своеобразного ритма. Приводимый ниже образец представляет собой первые строки свадебной песни (из сб. Истомина и Ляпунова):
Разли|лась, разле|леялась, | /\ По лу|гам вода | вешняя. | /\ Унес|ло, уле|леяло | /\ Со дво|ра три ко|раблика, | /\ Три ко|ра́бля гру|жёные. | /\ Уж как | первой ко|рабличек | /\ С сунду|ками, с у|кладками; | /\ А вто|рой-от ко|рабличек | /\ Со пе|риной пу|ховою; | /\ Уж как | третий ко|рабличек | /\ Со ду|шой красной | девицей, | /\ С Пара|скевой И|вановной. | /\
Таковы основные, наиболее типичные формы русского народного стиха. См. также Былины, Исторические песни, Частушка.
| Лента комментариев
В слезах холодного дождя |
автор стиха: Север Вера |
- А если заменить последнюю строчку на "победа недалече" Ты же про войну писала? И по рифме приятнее. |
комментарий от: Миропольский Владимир |
Обиделся... |
автор стиха: Миропольский Владимир |
- Рассмешили, буд-то вы не знали, что и сами были на крючке... |
комментарий от: Север Вера |
Танго в ноябре |
автор стиха: Brodiaga |
- Красиво. Поэтично. Есть ощущение поздней осени в танце на песке. |
комментарий от: Север Вера |
Ответы на комментарии
Танго в ноябре |
на комментарий от: Север Вера |
- Спасибо Вера |
ответ: Brodiaga |
Обиделся... |
на комментарий от: Север Вера |
- Верунь, мы вроде с тобой пили? Пора переходить на "ты" Не помню точно, в призрачном том мире Там ты была или не ты. |
ответ: Миропольский Владимир |
А.Посохов "Инфляция и мы" |
на комментарий от: Север Вера |
- Да вот не всем капитуляция, кое-кому она в радость. Спасибо, Вера! |
ответ: Посохов Александр |
|