|
Диереза
ДИЕРЕ́ЗА (греч. διαίρεσις — разделённость) — в античном стихе замена в стопе долгого (двудольного) слога двумя краткими (однодольными), например сто́пы хорея и ямба могли быть заменены равноценной по своему долевому объему стопой трибрахия , где долгий слог как бы «распускается» на два коротких (ср. Синереза). В русской метрике Д. принято называть особый стилистический прием фонетического характера: 1) раздельное произнесение односложного дифтонга (с «й»), как двусложного сочетания (обычно Д. допускается поэтом в целях соблюдения слогового принципа силлаботонического стиха), например:
Не открою дружбе нежной Таин сердца моего (вместо тайн). (Е. Баратынский)
Все на палубе сидели, Вдоль по Реину неслись (вместо по Рейну). (Ф. Тютчев)
Сударыня, барыня! Прикажь вора поимать (вместо поймать), Руки ноги обломать. (Русская народная песня)
В своем бурлескном отрывке «И дале мы пошли», написанном на дантовскую тему и дантовскими терцинами, А. Пушкин употребил явно пародийную Д., которая внешне кажется уступкой требованиям соблюсти стихотворный ритм:
Тогда услышал я (о диво!) запах скверный, Как будто тухлое разбилось яицо (вместо яйцо), Иль карантинный страж курил жаровней серной.
2) Обращение мягкого неслогового согласного звука (с «ь») в слоговой:
Едва заметною струею Виется пар (вместо вьётся). (А. Пушкин)
Когда ты злобен, или болен, Тоской иль страстию томим, Поверь: тогда еще ты волен Гордиться счастием твоим. (А. Блок)
А ты, де́вичия волька, Воротись еще на столько! (Русская частушка)
3) Произнесение неслоговой группы звуков (без гласного), как слог:
Царь Александр первый Настал ему взамен, В нем слабы были нервы, Но был он джентльмен. (А. К. Толстой)
У Пулковской горы усатый генерал Бинокль наводил на Витебский вокзал. (Вс. Рождественский)
Здесь мрамор — свой. Край мрамором богат. Театр будет круглый и высокий. (В. Инбер)
Но — Здоров ли он? Вы ездите в театор? (А. К. Толстой)
Термин «Д.» часто употребляется еще в ином значении — словораздел, совпадающий со стопоразделом; например, в хорее:
Буря | мглою | небо | кроет...| (А. Пушкин)
Или в анапесте:
Но в железной броне | он сидит | на коне; | Наточил | он свой меч | боевой; | И покрыт | он щитом, | и топор | за седлом | Укреплен | двадцатифунтовой. (В. Жуковский)
| Лента комментариев
В пути |
автор стиха: Кузьмина Нина |
- Долог путь находок и потерь, и мы рвёмся в небо неустанно, верим, будто там открыта дверь, где всегда залечивают раны... Молодец! |
комментарий от: Север Вера |
Разная любовь |
автор стиха: Зазерский Лев |
- Супер! |
комментарий от: Север Вера |
Ответы на комментарии
В пути |
на комментарий от: Север Вера |
- спасибо... |
ответ: Кузьмина Нина |
Воспоминания |
на комментарий от: Север Вера |
- Хорошо бы если так Хоть Иванушка дурак Но в душе видать ребёнок От того и окрыленный |
ответ: Потапова Елена |
ВЫХОДИ, РАССВЕТ! |
на комментарий от: Север Вера |
- "Гений - среди удобрений..." Право, стать гением не тороплюсь и не рвусь, пустое - так себе, поэт-середнячок. Благо, остаться самим собой - простым человеком со своей душой, которая, сгорая дотла, словно птица Феникс, вновь возрождаетсяя к жизни. |
ответ: Сметанкин Андрей |
|