Стихи Мастерская современной поэзии

книги
Категория


Книги Мастерской

Поэтический словарь

Толковый словарь

Толковый словарь Даля

Подбор рифмы



    Мастерская:
Логин:
Пароль:


Видео и музыка к стихам наших авторов



 Сейчас на сайте:
Восточный Ант
Север Вера
 Гостей: 298 человек


Биметрия



БИМЕТРИ́Я (от лат. bis — дважды и греч. μέτρον — мера) — двойная читка стиха, двойная интерпретация а) в результате явной двойственности его метрического строя или б) вследствие неясности и сложности его ритмической структуры. Примером Б. первого порядка служат следующие строки:

Вечерний свет погас.
Чуть дышет гладь воды.
Настал заветный час
Для искристой звезды.
                  (К. Бальмонт)

   Эти стихи можно прочитать следующим образом (для наглядности каждое двустишие, образующее собой завершенный тактометрический период, записывается в одну строку):

Ве|черний свет по|гас. /\ /\ Чуть | дышет гладь во|ды. /\ /\
На|стал заветный | час /\ /\ для | искристой звез|ды. /\ /\ 

   Перед нами четырехкратный четырехдольник второй с двудольной паузой в каждом полупериоде. Но эти же стихи читаются как беспаузный шестидольник второй, который обычно входит в состав так называемого шестистопного ямба:

Ве|черний свет по|гас. Чуть | дышет гладь во|ды.
На|стал заветный | час для | искристой звез|ды.

   Каждый из вариантов этих биметричных строк вполне закономерен.
Классическим примером возможности двойного прочтения служит «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Лермонтова. Это произведение может быть прочитано как дисметрические стихи (народный трехударник) и как метрические стихи (народный тактовик). Вот дисметрическое толкование стихотворной структуры «Песни»:

Ох ты го́й еси, царь Ива́н Васи́льевич!
Про тебя́ нашу пе́сню сложи́ли мы,
Про твово́ люби́мого опри́чника,
Да про сме́лого купца́, про Кала́шникова;
Мы сложи́ли её на стари́нный лад,
Мы пева́ли её под гусля́рный звон
И причи́тывали (/́\) да приска́зывали.

А теперь те же стихи вставим в рамки тактовика и проскандируем четким речитативом, подобно стихам «Высота, высота поднебесная» (четырехкратный четырехдольник третий):

Ох ты | гой еси, /\ | царь Иван Ва|си-илье-е|вич! /\
Про те|бя /\ нашу | пе-есню сло|жи-или /\ | мы, /\
Про тво|во /\ лю-у|бимого оп|ри-ични-и|ка, /\
Да про | смелого куп|ца, / про Ка|ла-ашнико|ва; /\
Мы сло|жи-или е|ё / на ста|ри-инный /\ | лад, /\
Мы пе|ва-али е|ё / под гус|ля-арный /\ | звон /\
И при|чи-ытыва|ли / да прис|ка-азыва|ли. /\

Биметричными также становятся стихи в результате смещения ритма, которое возникает в случае очень резкой и продолжительной ритмической инверсии; обычно это происходит со стихами шестидольного строя, когда под влиянием инверсированной передвижки ударных слогов в стихе получается трехдольный ритм | вместо шестидольного | = |.
    Смещение ритма в шестидольниках под влиянием ритмической инверсии — явление, нередко встречающееся в народной поэзии. Для примера можно указать на стихотворение «Ночка»; его сложная ритмическая структура выдержана в размере шестидольника, но в конце стихотворения ритм шестидольника как бы соскальзывает на трехдольный под влиянием сильнейшей ритмической инверсии,
падающей на первую половину шестидольника. Вот начало и конец «Ночки» (слова, подпадающие под ритмическую инверсию, подчеркнуты):

| Ночка, моя | ночка, | | ночка темна|я, /\ |
| Ночка темна|я, да | | ночь осення|я. /\ |
| Ночь осення|я, да | | не последня|я! /\ |
| ...На этой на | речке | | купался бо|бер, /\ |
| Купался, ку|пался — | | не выкупал|ся, /\ |
| Не выкупал|ся — да | | весь вымазал|ся. /\ |
| На горку взо|шел — /\ | | отряхивал|ся, /\ |
| Отряхивал|ся, /\ | | охорашивал|ся, /\ |
| Хотят бобра | бить, /\ | | хотят застрелить, /\ |
| Хотят шубу | шить, /\ | | бобром обло|жить. /\ |

Аналогичное смещение ритма наблюдается в шестидольниках Т. Шевченко, в частности в начале поэмы «Гайдамаки» («Все йде, все минає — і краю немає»), которое, к сожалению, под влиянием силлаботонической теории читается и переводится на русский язык как амфибрахическое, в то время как Шевченко не писал амфибрахическим размером (см. Шевченковский стих).



стих назадвернуться к оглавлению словаря стих вперед


Лента комментариев
 
  • Бездушный мрак души.
  •   автор стиха: Юдин Иван
      - Кто сказал, что мы устали быть собою? -
    Мы есть мы! Крепко связаны судьбою..
    Остальное всё протест, нежелание быть лучше,
    и любить самих себя, полагаясь не на случай,
    как казалось нам всегда..(экс)
       комментарий от: Север Вера

     
  • Антарктида
  •   автор стиха: Шнайдер Дмитрий
      - Свежий взгляд всегда приятен. Во-первых потому что он рождает образы, а во-вторых тему делает более выпуклой.. Удачи!
       комментарий от: Север Вера

     
  • Причудливый мир загадочного дня II
  •   автор стиха: Александр Скрыма
      - Александр, хорошая работа! Мой вам респект за неординарный подход к теме.. С уваж..
       комментарий от: Север Вера





    Ответы на комментарии
     
  • Се гряду скоро!
  •    на комментарий от: Восточный Ант
      - Заумь мешает порой нам видеть очевидное..
    а слова - это только слова. Главное вера!
    Могу согласиться с вами только в одном: любое направление мысли рано или поздно приводит нас к истине..))
       ответ: Север Вера

     
  • Се гряду скоро!
  •    на комментарий от: Север Вера
      - Бог не создавал Иерархию ангелов и архангелов
    ее создал Дьявол!!!
       ответ: Восточный Ант

     
  • Я хочу петь в розовую осень...
  •    на комментарий от: Север Вера
      - Точно ,Вера , но я имела ввиду что жизнь как обман иллюзия, ведь часто говорят что это все прелюдия к др. жизни что эта эфемерна....
       ответ: Бервальд Фрида

    © Мастерская современной поэзии 2013 - 2019