Стихи Мастерская современной поэзии

книги
Категория


Книги Мастерской

Поэтический словарь

Толковый словарь

Толковый словарь Даля

Подбор рифмы



    Мастерская:
Логин:
Пароль:


Видео и музыка к стихам наших авторов



 Сейчас на сайте:
Варфоломеев Евгений
Генин Юрий
Орлова Елена
Марион Лероника
 Гостей: 366 человек


Эпитет



ЭПИ́ТЕТ (греч. ἐπίθετον — приложение) — в собственном смысле, образная характеристика какого-либо лица, явления или предмета посредством выразительного метафорического прилагательного. Как художественную деталь Э. нельзя смешивать с определительными прилагательными. Например, прилагательные «белый снег» или «мягкий снег» будут просто предметными и логическими определениями, но в выражениях «сахарный снег» или «лебяжий снег» прилагательные являются Э., потому что они дают дополнительную, художественную характеристику в виде скрытого сравнения, которое легко угадывается: «снег белый, с блестящими крупинками, как сахар», «снег белый, мягкий и легкий, как лебяжий пух». Некоторые теоретики литературы неправильно придают Э. расширительное значение стилистической фигуры, выражаемой разными частями речи, например глаголом. Между тем Э. — это всегда метафорическое прилагательное, в котором заключен меткий признак сравнения. Само происхождение слова говорит о том, что Э. как часть речи — это прилагательное, но не определительное, а художественное, образное. История Э. и его роль в стилистике еще не разработана, если не считать небольшой фрагментарной работы А. Веселовского «Из истории эпитета», где автор пытается дать классификацию Э., разделяя их на тавтологические (солнце красное, белый свет), пояснительные (столы белодубовые, ножки резвые, добрый конь), метафорические (черная тоска, мертвая тишина, седая земля) и синкретические или т. н. «цветные» (пестрая тревога, розовый стыд, зеленый шум). Во всех его четырех рубриках имеется один общий признак, свойственный Э., это — метафоричность. Наиболее устойчивым оказался термин «постоянный эпитет»; постоянные эпитеты характерны для народной поэзии (поле чистое, море синее, тучи черные, солнце красное) и для эпических поэм Гомера, являющихся результатом народного творчества (светлоокая Афина, розоперстая Эос, Одиссей хитроумный, громоносный Кронион и т. д.).
Примеры Э. у Пушкина:

Сияньем тощим фонаря
Глухие своды озаря,
Идут...
В тщеславном тлении кругом
Почиют непробудным сном
Высокородные бароны...
А ночью слушать буду я
Не яркий голос соловья...

Э. у других поэтов:

Вдруг животрепетным сияньем
Коснувшись персей молодых,
Румяным, громким восклицаньем
Раскрыло шелк ресниц твоих.
                  (Ф. Тютчев)

И серебром облиты лунным,
Деревья мимо нас летят,
Под нами с грохотом чугунным
Мосты мгновенные гремят.
                  (А. Фет)

От весел к берегу кудрявый след бежал.
                  (Он же)

Я из твоих соблазнов затаю
Не влажный блеск малиновых улыбок, —
Страдания холодную змею.
                  (И. Анненский)

И на севрском фарфоре ржаные
Сухари и глазастый ландрин.
                  (С. Поделков)

    Иногда роль Э. играют эпитетные местоимения, выражающие превосходную степень какого-либо состояния:

Она Тарквинию с размаха
Дает пощечину, да, да!
Пощечину, да ведь какую!
                  (А. Пушкин, «Граф Нулин»)

Ведь были схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
                  (М. Лермонтов)

В непостижимом этом взоре
Жизнь обнажающем до дна,
Такое слышалося горе,
Такая страсти глубина.
                  (Ф. Тютчев)

Звенела музыка в саду
Таким невыразимым горем.
                  (А. Ахматова)

И такой на небе месяц,
Хоть иголки подбирай.
                  (М. Исаковский)

Царь взглянул с такой меланхолией,
Что присел заграничный гость,
Будто вбитый по шляпку гвоздь.
                  (А. Вознесенский)

    В нижеследующем отрывке эпитетные прилагательные выделены, их следует отличать от обычных определительных прилагательных, которые в тексте не подчеркнуты:

И там, когда вечерняя заря
Бледнеющим румянцем одевает
Вершины гор, — пустынная змея
Из-под камней, резвяся, выползает;
На ней рябая блещет чешуя
Серебряным отливом, как блистает
Разбитый меч, оставленный бойцом
В густой траве на поле роковом.
(М. Лермонтов)

См. Постоянный эпитет.



стих назадвернуться к оглавлению словаря стих вперед


Лента комментариев
 
  • Я восторгаюсь до безумья Вами!
  •   автор стиха: Андрианов Роман
      - По мне, так лучше отпустит,
    и быть безумным, чтоб любить! Удачи!
       комментарий от: Север Вера

     
  • Блуждающий во тьме.
  •   автор стиха: Юдин Иван
      - Судьбу нам надо принимать,
    как душу скрытую от взгляда..
    как - от себя не убежать! -
    И это истинная правда!))
    Как в народе говорится: крест по тяжести несём
    и улыбчивые лица под их тяжестью не ждём..
    Смирения и терпения всем нам!
       комментарий от: Север Вера

     
  • Луны пасхальной круг ущербный...
  •   автор стиха: Орлова Елена
      - \"Луны пасхальной круг всё ближе..
    И \"чёрный кот\", бросаясь с крыши,
    не так продажен, как все мы,
    в слепом неведеньи луны..
    Страстная пятница уж близко!!\"
    Стилистика речи бросается особо в глаза,
    что даёт повод думать о самобытности мышления.. Удачи!
       комментарий от: Север Вера





    Ответы на комментарии
     
  • Я проснусь однажды утром...
  •    на комментарий от: Север Вера
      - Вера, верно... этот сон
    Детства маленький глоток.
    Что, когда-то не был сном
    Сном лишь стал года спустя...
       ответ: Гарипов Артур

     
  • Спина к спине мы воевали...
  •    на комментарий от: Север Вера
      - Спасибо, Вера, за Ваш ответ! С уважением, Лора.
       ответ: Ли Лия

     
  • Полумеры. Глупый и умный - каждому своё.
  •    на комментарий от: Саллас Николай
      - Спасибо за понимание и отклик! С уваж..
       ответ: Север Вера

    © Мастерская современной поэзии 2013 - 2019