Стихи Мастерская современной поэзии

книги
Категория


Книги Мастерской

Поэтический словарь

Толковый словарь

Толковый словарь Даля

Подбор рифмы



    Мастерская:
Логин:
Пароль:


Видео и музыка к стихам наших авторов



 Сейчас на сайте:
Vladimir Roberta
 Гостей: 20 человек


Эпиграмма



ЭПИГРА́ММА (греч. ἐπίγραμμα — надпись) — 1) в античной литературе стихотворная (редко прозаическая) надпись на храмах, зданиях, постаментах к статуям, на посуде и т. п., содержащая прославление богов или героев. Позже Э. приобрели самостоятельное значение как малый жанр лирической поэзии — обращение к какому-либо лицу, нравоучительное высказывание, пожелание, восхваление, порицание и пр.
     В древнегреческой литературе известно свыше ста авторов Э., среди них Платон, Анакреонт, Сафо, Эзоп, Эсхил, Менандр, Асклепиад, Феокрит, Алкей, Мелеагр, Автомедонт, Лукиан, Диоген Лаэртский и многие другие поэты. Культура античной Э. достигла высокого развития, сочетая в себе лаконизм, меткость характеристики, острую мысль, юмор (или сатиру). Вот образцы античной Э.:

Жизнь, как без смерти уйти от тебя? Ты приносишь повсюду
Тысячи бед. Избежать трудно их, трудно нести.
Что по природе прекрасно, лишь то в тебе радует: солнце,
Месяца круговорот, звезды, земля и моря.
Все остальное — страданья и страхи. И если случится
Радость кому испытать, — следом Отмщенье идет.
(Эзоп, 6 в. до н. э., пер. В. Вересаева)

По вечерам, за вином, мы бываем людьми, но как только
Утро настанет, опять звери друг другу мы все.
(Автомедонт, 1 в. н. э., пер. М. Грабарь-Пассек)
Не мудрено и упасть, если смочен Вакхом и Зевсом.
Как устоять против двух, смертному против богов?
(Дионисий Софист, 1—2 в. н. э., «Пьянице, упавшему
под дождем», пер. Л. Блуменау)

Если ты думаешь, что с бородой вырастает ученость,
То бородатый козел есть настоящий Платон.
(Лукиан, 2 в. н. э., пер. Ю. Шульца)

Если бранишь за глаза, ты этим меня не обидишь;
Если же хвалишь в глаза, не забывай свою брань.
(Аполинарий, 5 в. н. э., пер. Ю. Шульца)

В латинской литературе эпиграммистами были такие поэты, как Катулл, Марциал, Тибул, Проперций. Вот латинская Э.:

Милая мне говорит: лишь твоею хочу быть женою,
Даже Юпитер желать стал бы напрасно меня.
Так говорит. Но что женщина в страсти любовнику шепчет,
В воздухе и на воде быстротекущей пиши.
(Катулл, 1 в. до н. э., пер. А. Пиотровского)

2) В европейской поэзии Э. приобрела характер сатирического жанра, чаще в виде монострофы. Во Франции своими Э. славились Ф. Вольтер, Ж.-Б. Руссо и Э. Лебрен. В России первые сатирические Э. написаны В. Тредиаковским, А. Кантемиром и М. Ломоносовым. Русские Э. первоначально писались александрийским стихом с острой концовкой (пуант). У многих поэтов Э. была не просто остроумной игрушкой, но формой литературной полемики или средством политической борьбы; таковы эпиграммы А. Пушкина, Н. Некрасова, поэтов 60-х годов В. Курочкина, Д. Минаева и др. Пушкин писал: «Благоговею перед создателем Фауста, но люблю эпиграммы».
Среди советских поэтов как эпиграммисты известны Д. Бедный, В. Маяковский, А. Безыменский, А. Архангельский, С. Маршак, А. Арго, Н. Адуев, С. Васильев, С. Швецов.
Примеры русских Э.:

Воспитанный под барабаном,
Наш царь лихим был капитаном:
Под Австерлицом он бежал,
В двенадцатом году дрожал,
За то был фрунтовой профессор;
Но фрунт герою надоел:
Теперь коллежский он асессор
По части иностранных дел.
(А. Пушкин, «На Александра I»)

Толстой, ты доказал с терпеньем и талантом,
Что женщине не следует «гулять»
Ни с камер-юнкером, ни с флигель-адъютантом,
Когда она жена и мать.
(Н. Некрасов, «Автору „Анны Карениной“»)

Здесь над статьями совершают
Вдвойне убийственный обряд:
Как православных — их крестят,
И как евреев — обрезают.
(Д. Минаев, «В кабинете цензора»)

Все изменяется под нашим зодиаком,
Но Пастернак остался Пастернаком.
(А. Архангельский)

Свою книгу «Лирические эпиграммы» С. Маршак написал в духе античных Э.; сатирические миниатюры чередуются в ней с краткими медитациями, например:

Дорого во́время время.
Времени много и мало.
Долгое время — не время,
Если оно миновало.

Ср. Надпись.



стих назадвернуться к оглавлению словаря стих вперед




Лента комментариев
 
  • Моя рубашка пахнет тайной...
  •   автор стиха: Лапаухов Илья
      - Для любовных феромонов
    Под весеннюю капель
    Не придумано препонов
    Торжествует древний Лель

    Но под вечер , в чреве ванны
    И рубаху и постель
    И мистические тайны
    Отстирает \"Ариэль\"
    ------------------------
    Вы романтик , не скрывайте
    И мечтательный поэт
    Но общественность на сайте
    Фетишизму скажет \"Нет! \"
    -------------------------
    Спасибо за стих и возможность порифмовать отзывы
       комментарий от: Печальный Шура

     
  • Как хорошо... Так одиноко...
  •   автор стиха: Vladimir Roberta
      - Одиночество внутри и никак иначе!
    Красок много на земле.. иди знай что счастье!?
    И какую ноту взять после зимней спячки, когда надо выбирать
    по душе, без страсти.. (экс)
       комментарий от: Север Вера

     
  • Мысли художника. Экспериментальный стих-кольцо.
  •   автор стиха: Воронов Михаил
      - Мысли очень мне близки, но язык простите, -
    явно ломанный язык - с музыкой не слиться..
    Мне бы звуки для души и любовь от Бога,
    чтобы в небо улететь и стать пылью звёздной..(экс)
       комментарий от: Север Вера





    Ответы на комментарии
     
  • Здесь август месяц, осень на дворе
  •    на комментарий от: Кашковарова Виктория
      - Природная простота и есть истина,
    а сама простота и есть сестра таланта..С ув.
       ответ: Север Вера

     
  • Мысли художника. Экспериментальный стих-кольцо.
  •    на комментарий от: Север Вера
      - Большое спасибо за отзыв! Да, это немного не тот русский язык, к которому мы с Вами в повседневности привыкли...
    я обновил текст стиха и изображение; заменил некоторые образы.
    В изменённом виде текст должен восприниматься лучше чем прежде =) Надеюсь он Вам понравится :)
       ответ: Воронов Михаил

     
  • Здесь август месяц, осень на дворе
  •    на комментарий от: Север Вера
      - Слишком просто...
       ответ: Кашковарова Виктория

    © Мастерская современной поэзии 2013 - 2019