Стихи Мастерская современной поэзии

книги
Категория


Книги Мастерской

Поэтический словарь

Толковый словарь

Толковый словарь Даля

Подбор рифмы



    Мастерская:
Логин:
Пароль:


Видео и музыка к стихам наших авторов



 Сейчас на сайте:
 Гостей: 14 человек


Фигурные стихи



ФИГУ́РНЫЕ СТИХИ́ — стихотворение, строки которого расположены таким образом, что весь текст имеет очертание какой-либо фигуры — звезды, креста, сердца, вазы, треугольника, пирамиды и т. д. Изобретателем этой зрительной формы стиха считается древнегреческий поэт Симмий Родосский, от которого остались три фигурных стихотворения — в виде секиры, крыльев и яйца, причем внешний вид каждого стихотворения соответствует его теме. В литературах Италии, Франции, Германии также встречаются такие стихотворные опыты.
    В России одним из первых написал Ф. с. Симеон Полоцкий; у него имеются искусные стихотворения, составленные в форме сложного восьмиконечного креста, восьмиугольной звезды, сердца, своеобразного лабиринта. В 19 в. удачные Ф. с. в виде опрокинутых треугольников написал А. Апухтин, хотя, строго говоря, его опыт справедливее отнести к области строфики: пятистишная строфа расположена в порядке уменьшения каждого последующего стиха на одну стопу — от шестистопного ямба до одностопного ямба:

Продолжен жизни путь бесплодными степями.
И глушь и мрак... ни хаты, ни куста...
Спит сердце; скованы цепями
И   разум    и    уста,
И даль пред нами
Пуста.
И вдруг покажется не так тяжка дорога,
Захочется и петь и мыслить вновь,
На небе звезд горит так много,
Так бурно льется кровь...
Мечты, тревога,
Любовь!
О, где же те мечты? Где радости, печали,
Светившие нам столько долгих лет?
От их огней в туманной дали
Чуть виден слабый свет...
И те пропали,
Их нет.

    Кроме Апухтина, Ф. с. писали И. Рукавишников и В. Брюсов, отдавшие дань модному в свое время увлечению экстравагантными формами стиха. Вот как выглядит «Пирамида-треугольник» В. Брюсова:

я
еле
качая
веревки,
в  синели
не различая
синих   тонов
и милой головки,
летаю в просторе
крылатый, как птица,
меж лиловых кустов!
Но в заманчивом взоре,
знаю блещет, алея, зарница!
И  я  счастлив  ею  без  слов!



стих назадвернуться к оглавлению словаря стих вперед




Лента комментариев
 
  • МОЖЕТ ПРОСТО МЕНЯ ЖАЛЕЕШЬ
  •   автор стиха: Волынская Елена
      - Если честно, не люблю, когда \"моль\" жалеет,
    а сама живёт в аду и от чувства тлеет.. (это я так, к слову..) Прошло вркмя ярославн, витязей
    заморских Теперь курят все кальян в гендерной прихожей..
       комментарий от: Север Вера

     
  • Ночью
  •   автор стиха: Голубов Борис
      - Не забыть бы что было вчера,
    и зачем дождь тушил сухой хворост,
    и казалось: горела земля
    и по ней ходил ветер свободный..)
    По крайней мере поэтично! Вдохновения.
       комментарий от: Север Вера

     
  • БАТЬКА ЛУКАШ и 33 БОГАТЫРЯ!!!
  •   автор стиха: Сенцов Ксенофонт
      - Что-то видимо не так нынче в Белорусии,
    если русский вдруг отряд стал сплошным безумием..
    И мы все без дураков ищем: почему один клоун за позор
    принял эту чушь..
       комментарий от: Север Вера





    Ответы на комментарии
     
  • МОЖЕТ ПРОСТО МЕНЯ ЖАЛЕЕШЬ
  •    на комментарий от: Север Вера
      - Спасибо.. Интересные у Вас мысли, но я все же о любви, которая, верю, существует. И, думаю, не все курят каньян.
       ответ: Волынская Елена

     
  • \"Как будто душа и не знала печали...\"
  •    на комментарий от: Викторович Александр
      - Здравствуйте, Александр!

    Ничего не понял из Вашего комментария:

    «Н-у-у-у... 12 против 11....
    И так явственно.....» Что сие утверждение означает???

    И над чем надо работать? И почему Вы указываете только на первую строфу (это никак не катрен)? И почему это я её никоим образом не поддерживаю?
    Первая строфа – о печалях, вторая – о сомненьях, третья – о неверии, а четвёртая всему этому подводит итог.

    Спасибо за визит и отклик!

    С уважением, Владимир.
       ответ: Vladimir Roberta

     
  • \"Тяжёлые тучи, как мрачные мысли...\"
  •    на комментарий от: Викторович Александр
      - Здравствуйте, Александр!

    Позвольте заметить, что Гро́мов – это фамилия, а гром (тот, что гремит в небе) в род. пад. мн. ч. – громо́в. Поэтому я не могу понять этого замечания (несмотря на демонстрацию Вашей эрудированности).

    И о счастьи:
    Существительное, неодушевлённое, средний род, 2-е склонение (тип склонения 6*a по классификации А. А. Зализняка); в художественной (особенно поэтической) речи допустима также форма предл. пад. ед. ч. сча́стьи. (Викисловарь) https://ru.wiktionary.org/wiki/%D1%81%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C%D0%B5
    На это же обращает внимание и Полный академический справочник Правил русской орфографии.

    Точка с запятой после «озоном» поставлена не случайно, а потому что без неё длинное предложение будет перегружено запятыми. Кроме того, последние две строки указывают читателю на то, что стихотворение – не просто описывает явление природы, но и явления жизни и творчества. Поэтому я скорее согласился бы поставить после «озоном» точку.

    А в целом:
    Благодарствую за прочтение и высказанные мнения по поводу!
    Буду рад Вашим конструктивным замечаниям и в дальнейшем.

    С уважением, Владимир.
       ответ: Vladimir Roberta

    © Мастерская современной поэзии 2013 - 2019