|
Умолчание
УМОЛЧА́НИЕ — термин русской поэтики, стилистическая фигура, заключающаяся в том, что начатая речь прерывается в расчете на догадку читателя, который должен мысленно закончить ее. Стилистический эффект У. заключается иногда в том, что прерванная в волнении речь дополняется подразумеваемым выразительным жестом. Пример У. у Пушкина в «Скупом рыцаре»:
А этот? Этот мне принес Тибо — Где было взять ему, ленивцу, плуту? Украл, конечно, или, может быть, Там на большой дороге, ночью, в роще...
подразумевается: «убил и ограбил». Или в «Бахчисарайском фонтане»:
Но слушай: если я должна Тебе... кинжалом я владею, Я близ Кавказа рождена.
Соответствующим жестом заканчивается басня Крылова «Гуси»:
Баснь эту можно бы и боле пояснить — Да чтоб гусей не раздразнить... подразумевается: «лучше помолчим».
Но иногда У. бывает настолько сложно, что читателю трудно догадаться о действительном продолжении фразы, например:
Хотя страшился он сказать, Нетрудно было б отгадать, Когда б... но сердце, чем моложе, Тем боязливее, тем строже, Хранит причину от людей Своих надежд, своих страстей. (М. Лермонтов)
Нет, вам красного детства не знать, Не прожить вам спокойно и честно. Жребий ваш... но к чему повторять То, что даже ребенку известно. (Н. Некрасов)
На У. основан редчайший в практике поэтов стилистический оборот у В. Маяковского: фраза прервана на полуслове, на рифме, состоящей из трех кратких слов, которые вне контекста были бы совершенно бессмысленны:
И эту секунду бенгальскую, громкую Я ни на что б не выменял, — я ни на... Из сигарного дыма ликерной рюмкою вытягивалось пропитое лицо Северянина. («Облако в штанах»)
Близка к фигуре У. прерванная на рифмующемся полуслове фраза в стихотворении М. Светлова «Гренада»:
Я видел: над трупом Склонилась луна И мертвые губы Шепнули: — Грена... Или в поэме П. Антокольского «Сын»:
Какой итог, какой душевный опыт Здесь выражен, какой мечты глоток? Итог не подведен, глоток не допит. Оборвалась и подпись: «В. Анток...»
Еще более разительный пример У. в сочетании с ретардацией у Маяковского в «Стихах о советском паспорте»: начав в конце первой строфы фразу «Но эту...», поэт оборвал ее и повел на протяжении девяти строф повествование о паспортах других, несоветских государств, затем — о советском паспорте, и лишь в конце десятой строфы он повторил оборванную фразу, закончив ее великолепным в своей выразительности агитационным восклицанием. Здесь Маяковский повторил и развил прием, примененный А. Пушкиным в поэме «Граф Нулин»:
Он входит, медлит, отступает, И вдруг упал к ее ногам, Она... Теперь, с их позволенья, Прошу я петербургских дам Представить ужас пробужденья Натальи Павловны моей И разрешить, что делать ей? Она, открыв глаза большие, Глядит на графа — наш герой Ей сыплет чувства выписные...
| Лента комментариев
Время скучное |
автор стиха: Потапова Елена |
- Только горечь и обида в обнаженной душе живет... |
комментарий от: Север Вера |
Одна под зонтом |
автор стиха: Север Вера |
- "Не плачьте деревья, не плачьте цветы - по старым лекалам все в прошлом и снова мечту днем с огнем не найти под липой в кафе придорожном..." - не плачь, но жизнь продолжается вместе с тобой, и радуйся тому, если и плачет дождь, и... помни и скорби о тех, кого сегодня нет рядом. Так или иначе, мне представляется, трагедия «Крокус-сити» разделила жизнь всего человечества на две половины: одна половина - до 22.03. 2024, а другая - после 22.03. 2024. Когда был совершён террористический акт против французского журнала «Шарли Эбдо» (центр Парижа; 07.01. 2015), при котором погибло 12 человек (11 ранено), более 100 тысяч французов вышло на митинги по следам теракта, а по всему земному шару в поддержку прокатилось общественное движение «Мы все – Шарли!». А что-нибудь подобное случилось по следам «Крокус-сити»? |
комментарий от: Сметанкин Андрей |
В пути |
автор стиха: Кузьмина Нина |
- Долог путь находок и потерь, и мы рвёмся в небо неустанно, верим, будто там открыта дверь, где всегда залечивают раны... Молодец! |
комментарий от: Север Вера |
Ответы на комментарии
Одна под зонтом |
на комментарий от: Сметанкин Андрей |
- Увы и ах, примеров много, но человек сам по себе, как фактор жизни существует, что ищет свет всегда во тьме. |
ответ: Север Вера |
От чего |
на комментарий от: Север Вера |
- Все может быть, даже того чего не может быть. |
ответ: Потапова Елена |
Мне казалось |
на комментарий от: Север Вера |
- Спасибо. |
ответ: Потапова Елена |
|