Стихи Мастерская современной поэзии

книги
Категория


Книги Мастерской

Поэтический словарь

Толковый словарь

Толковый словарь Даля

Подбор рифмы



    Мастерская:
Логин:
Пароль:


Видео и музыка к стихам наших авторов



 Сейчас на сайте:
Veerake
Красных Сергей
Генин Юрий
Лапаухов Илья
 Гостей: 289 человек


Симфора



СИ́МФОРА (греч. συμφορά — соотнесение, совмещение) — высшая форма метафорического выражения, в котором опущено посредствующее звено сравнения и даны характерные для предмета признаки, вследствие чего образ не названного прямо предмета ощущается как чистое художественное представление, совпадающее с понятием о предмете. В обыкновенной метафоре совпадение образного представления с понятием о предмете неполное (сближение по сходству отдаленных признаков), в сравнении это совпадение частичное, а порой и случайное. Являясь образным представлением, в котором как бы снята метафоричность и вместо признаков сходства дается подобие, С. стоит на грани художественной автологии. Примеры С.:

С курильниц благовонья льются.
Плоды среди корзин смеются.
                  (Г. Державин)

Над озером лебедь в тростник протянул,
В воде опрокинулся лес.
                  (А. Фет)

Знает только ночь глубокая,
Как поладили они.
Распрямись ты, рожь высокая,
Тайну свято сохрани!
                  (Н. Некрасов)

Волны нянчают гондолу...
                  (Л. Мей)

Все моря целовали мои корабли.
                  (Н. Гумилев)

Луна
в океан
     накидала монет,
Хоть сбросься,
   вбежав на насыпь.
                  (В. Маяковский)

За окнами давка, толпится листва,
И палое небо с дорог не подобрано.
                  (Б. Пастернак, «После дождя»)

Сто слепящих фотографий
Ночью снял на память гром.
                  (Он же)

Под электричеством играя,
В бокале плавало окно.
                  (Н. Заболоцкий)

Этот дождь зарядил надолго,
Вся в булавках сизая Волга.
                  (Л. Озеров).

    С. лежит в основе народных загадок, назначение которых — возможно глубже запрятать догадку в подтекст или зашифровать ее, уводя на ложный след; в лирическом же стихотворении симфорическое выражение, как разгадка в загадке, немедленно вызывает образное представление не названного прямо предмета, и это оставляет глубокое эстетическое впечатление. Как логическое явление С. представляет собой разрешение силлогизма, в обеих посылках которого содержится общий средний термин (понятие).

Ср. Автология, Метафора, Перифраз, Сравнение.



стих назадвернуться к оглавлению словаря стих вперед


Лента комментариев
 
  • Превратности любви
  •   автор стиха: Север Вера
      - Великолепные размышления и сравнения, Вера! Браво! С уважением!
       комментарий от: Саллас Николай

     
  • Мещера, осень
  •   автор стиха: Зазерский Лев
      - Красивая зарисовка - всегда расслабляет и позитивно действует на внутреннее состояние! Спасибо! С уваж..
       комментарий от: Север Вера

     
  • Слова любви.
  •   автор стиха: Дявольский Поет
      - \"..сказал.. и пусть идёт всё к чёрту!\"
    \"..как не пытайся, - нужен старт!\" (по тексту то, где я споткнулась и своим мыслям улыбнулась)..
    я вам желаю \"чистых строк\" под напряжение - итог..
    На первый взгляд, слова простые нас заряжают.. В том их сила! Многое в вашей поэзии нравится! Удачи!
       комментарий от: Север Вера





    Ответы на комментарии
     
  • обострение в полнолуние
  •    на комментарий от: Север Вера
      - приветики, Вера! не прошло и три года, а я пишу ответ ))
    да, ладненько тогда вышло на прощанье, это типа неправильного ОСа /хореем..
    благодарю за отклик!
       ответ: Veerake

     
  • А сами так удивлены
  •    на комментарий от: Север Вера
      - Большое спасибо за отзыв, Вера! Всех благ и удачи! С уважением!
       ответ: Саллас Николай

     
  • Кодекс. Стих-манифест.
  •    на комментарий от: Север Вера
      - я это понимаю, и поэтому я заинтересован в развитии поэзии, а не в её стагнации. Для этого и пробую экспериментировать, искать новые правила и формы. А они (в свою очередь) должны быть созвучны эпохе и мыслям людей испытывающих потребности и переживания, о которых тот же Александр Сергеевич не имел ни малейшего представления.
    Вы абсолютно правы, говоря о поэзии наших дней и её критериях, но проблема в том, что скорость развития мира вокруг нас возрастает, а это значит, что нужно творить на опережение. Собственно это я и пытаюсь делать параллельно стимулируя интерес к наступающим дням :)
       ответ: Воронов Михаил

    © Мастерская современной поэзии 2013 - 2019