Стихи Мастерская современной поэзии

книги
Категория


Книги Мастерской

Поэтический словарь

Толковый словарь

Толковый словарь Даля

Подбор рифмы



    Мастерская:
Логин:
Пароль:


Видео и музыка к стихам наших авторов



 Сейчас на сайте:
Север Вера
 Гостей: 324 человек


Символ



СИ́МВОЛ (греч. σύμβολον — знак, примета) — многозначный предметный образ, объединяющий (связующий) собой разные планы воспроизводимой художником действительности на основе их существенной общности, родственности. С. строится на параллелизме явлений, на системе соответствий; ему присуще метафорическое начало, содержащееся и в поэтических тропах, но в С. оно обогащено глубоким замыслом. Многозначность символического образа обусловлена тем, что он с равным основанием может быть приложен к различным аспектам бытия. Так, в стихотворении М. Лермонтова «Парус» мятежные страсти человеческой души находят себе соответствие в вечно неуспокоенной морской стихии; это родство двух разноплановых явлений (личность и стихия) воплощено в символическом образе одинокого паруса, гонимого по волнам. Подобную систему соответствий можно обнаружить в таких символических стихотворениях, как «Анчар» и «Три ключа» А. Пушкина, «Три пальмы» М. Лермонтова, «Фонтан» Ф. Тютчева, «Стихи о Прекрасной Даме» А. Блока, «Гроза» и «Чертополох» Н. Заболоцкого.
    В отличие от С., аллегорический образ является элементарным средством иносказания; аллегория приложима к одному определенному понятию или факту, связь ее с обозначаемым понятием условна и однозначна. Однако есть случаи, когда провести четкую границу между С. и аллегорией невозможно.
    Литературные характеры, созданные с большой силой обобщения, могут восприниматься как символические образы. Так, Дон-Кихот стал С. наивной и беззаветной преданности своей мечте. Гамлет символизирует стремление человека разобраться в мучительно сложных проблемах жизни.
    Символическое начало присутствует и в мифотворчестве. Например, мифологический образ Икара служит С. порыва человека ввысь, в космос; образ титана Прометея символизирует решимость вырвать у богов (у природы) огонь познания для пользы людей.

См. также Метафора, Симфора.



стих назадвернуться к оглавлению словаря стих вперед


Лента комментариев
 
  • Правила Дорожного Движения
  •   автор стиха: Генин Юрий
      - Да я смотрю, что ваша риторика изменилась.
    Корявость ушла, но зато пришли такие вещи, как пластичность, юмор.. большой плюс - вы в строке.. Удачи Вам!
       комментарий от: Север Вера

     
  • Пыль
  •   автор стиха: Марион Лероника
      - .. И что без пыли мы, друзья? - Да ничего!
    И жизнь права, что пыль ложится на диван,
    на подоконник.. как изъян!-
    Подумать только! - Без неё, по сути дела, мы - никто..
    Интересная тема.. но.. С уваж..
       комментарий от: Север Вера

     
  • Александр Посохов \"БОГОЯВЛЕНИЕ\" (басня)
  •   автор стиха: Посохов Александр
      - Супер! всё достаточно прозрачно, при этом
    умно и хорошо подан материал.. Респект! С уваж..
       комментарий от: Север Вера





    Ответы на комментарии
     
  • Постер
  •    на комментарий от: Север Вера
      - Спасибо, Вера, за лестный отзыв. Это правда - я не знаю, как нужно и как правильно работать со словом... Тем приятнее, что вы не прошли мимо.
       ответ: Шишкин Виталий

     
  • Правила Дорожного Движения
  •    на комментарий от: Север Вера
      - Спасибо, Вера!
    По поводу юмора: это - просто зарифмованный известный анекдот. Так, что юмор - заслуга не моя. А вот отмеченная Вами \"ушедшая корявость\" ... Можно пример? Мне важны и ценны советы, так как я ни в коей мере не обольщаюсь насчёт собственного таланта и мастерства стихосложения.
       ответ: Генин Юрий

     
  • Беглый
  •    на комментарий от: Шишкин Виталий
      - Вы правы, на всё времени не хватает, но от новизны и трансформации в поэзии трудно отказаться.. С уваж.
       ответ: Север Вера

    © Мастерская современной поэзии 2013 - 2019