Стихи Мастерская современной поэзии

книги
Категория


Книги Мастерской

Поэтический словарь

Толковый словарь

Толковый словарь Даля

Подбор рифмы



    Мастерская:
Логин:
Пароль:


Видео и музыка к стихам наших авторов



 Сейчас на сайте:
Север Вера
Бервальд Фрида
 Гостей: 9 человек


Секстина



СЕКСТИ́НА (позднелат. sextina), или сестина (итал. sestina) (оба от лат. sex — шесть), — сложная, шестистишная строфа, состоящая из четверостишия и двустишия, с разной системой рифм. Стихотворный размер С. — чаще пятистопный или шестистопный ямб. В провансальской, а затем и в общеевропейской лирике известна большая или сложная С. — особая форма стихотворения из шести строф, в каждой из них по шести строк. Рифмовка такой С. представляет ту особенность, что все 36-строчное стихотворение имеет только две рифмы; слова-рифмы первой строфы являются рифмами и для остальных пяти строф, но в ином порядке, строго определенном (см. ниже). Последнее слово-рифма строфы заканчивает и первый стих следующей строфы. Иногда первый стих С., кроме рифмуемого слова, в измененном виде проходит по всему стихотворению, занимая вторую строку второй строфы, третью строку третьей строфы, четвертую строку четвертой строфы и т. д. и заключая собой всю С. в шестой строфе. В русской литературе большие С. писали Л. Мей, В. Брюсов («Отречение»), М. Кузмин, И. Северянин. Вот прекрасная секстина Л. Мея:

Опять, опять звучит в душе моей унылой
Знакомый голосок, и девственная тень
Опять передо мной с неотразимой силой
Из мрака прошлого встает, как ясный день;
Но тщетно памятью ты вызван, призрак милый!
Я устарел: и жить, и чувствовать мне лень.

Давно с моей душой сроднилась эта лень,
Как ветер с осенью угрюмой и унылой.
Как взгляд влюбленного с приветным взглядом милой,
Как с бором вековым таинственная тень:
Она гнетет меня и каждый божий день
Овладевает мной все с новой, новой силой,

Порою сердце вдруг забьется прежней силой;
Порой спадут с души могильный сон и лень;
Сквозь ночи вечные проглянет светлый день;
Я оживу на миг и песнею унылой
Стараюсь разогнать докучливую тень,
Но краток этот миг, нечаянный и милый...

Куда сокрылись вы, дни молодости милой,
Когда кипела жизнь неукротимой силой,
Когда печаль и грусть скользили, словно тень,
По сердцу юному, и тягостная лень
Еще не гне́здилась в душе моей унылой,
И новым красным днем сменялся красный день?

Увы!.. Прошел и он, тот незабвенный день,
День расставания с былою жизнью милой...
По морю жизни я, усталый и унылый,
Плыву... меня волна неведомою силой
Несет — бог весть куда, а только плыть мне лень,
И все вокруг меня — густая мгла и тень.

Зачем же, разогнав привычную мне тень,
Сквозь ночи вечные проглянул вечный день?
Зачем, когда и жить и чувствовать мне лень,
Опять передо мной явился призрак милый
И голосок его с неотразимой силой
Опять, опять звучит в душе моей унылой?

В. Инбер написала малой С. две поэмы — «Путевой дневник» и «Пулковский меридиан» (пятистопный ямб) с системой рифм abbacc и ababcc:

1
Прекрасна кутаисская зима,
Прекрасна тем, что нет ее в природе.
Какой январь, друзья мои! Мы бродим
По улицам. Мы смотрим на дома.
Раскрыты окна. Иволга поет;
Она не улетает круглый год.
...................
3
И сбросивши всю меховую снасть,
Открытыми руками, без перчаток,
Жестикулируем, как в детстве, всласть.
Вот кукурузный золотой початок
В окне. Редис. Готовая для пира
Баранина. И вертел, как рапира.
                  («Путевой дневник»)

Иногда встречаются малые С. в форме четырехстопного ямба; вот пример с рифмовкой по схеме aabccb:

Опять незримые усилья,
Опять невидимые крылья
Приносят северу тепло;
Все ярче, ярче дни за днями,
Уж солнце черными кругами
В лесу деревья обвело.
                  (А. Фет)

Рифмовка по схеме abcabc:
Еще звучит в тебе, природа,
Широколиственное слово
Зеленых девственных лесов,
Еще в лазури небосвода
Сияют первозданно ново
Гряды летучих облаков.
                  (П. Радимов)

Реже пишутся С. трехдольными размерами. Классический образец такой С. имеется у А. Пушкина (рифмовка по схеме abbacc):

Кавказ подо мною. Один в вышине
Стою над снегами у края стремнины:
Орел, с отдаленной поднявшись вершины,
Парит неподвижно со мной наравне.
Отселе я вишу потоков рожденье
И первое грозных обвалов движенье.
 
Или в форме хорея с рифмовкой aabccb:

Рифма — звучная подруга
Вдохновенного досуга,
Вдохновенного труда,
Ты умолкла, онемела,
Ах, ужель ты отлетела,
Изменила навсегда?
                  (А. Пушкин)

Ср. Тернарная рифма и Ронсарова строфа.



стих назадвернуться к оглавлению словаря стих вперед




Лента комментариев
 
  • Лето завтра постучится
  •   автор стиха: Кашковарова Виктория
      - И разве это одиночество, когда наполненность души
    нам позволяет быть свободными и просто с верой в себя жить?!
    Тронуло!
       комментарий от: Север Вера

     
  • Сон
  •   автор стиха: Голикова Татьяна
      - Тепло покойно на душе от слов: о, Боже, это рай!
    Когда земля ещё во сне, а все росинки, как грааль... Радости и веры!
       комментарий от: Север Вера

     
  • Луна грустила
  •   автор стиха: Кузьмина Нина
      - Нина, увидела зарисовку, но не услышала музыки.
    А луна, на самом деле - свет загадочных миров,
    что из космоса нам светит, задержавшишь меж ветвей.. С Ува. Удачи!еу
       комментарий от: Север Вера





    Ответы на комментарии
     
  • Матерь Божья (молитва)
  •    на комментарий от: Саллас Николай
      - Держать пост и молиться, а иначе никак, чтоб беды не случилось..Большое спасибо!!
       ответ: Север Вера

     
  • ***
  •    на комментарий от: Викторович Александр
      - Я о внутренней культуре! А вы? С уваж.
       ответ: Север Вера

     
  • ***
  •    на комментарий от: Север Вера
      - Здравствовать Вам, Вера! И тепло дарить Вам , и добро!)))
    )...
    И Ньютон не грешен... с ним же, друг Сократ...
    и в саду черешен, соловей - не брат...
    отколясь иначе завелось во мне
    что-то, что иначе, что не так в себе..
    Что-то, что тревожит, что ломает ось....
    Видно, правит осень... ей вновь довелось...
    Вера, мысль... она личная, и она...трепетная и НЕ всегда справедливая (даже более того). К сожалению, и здесь всё то же самое.
    Знаете, Вера, я бы сказал более, но... зачем?
    Многим современным авторам Пушкин - это... это первый шаг... лепет бедности... Тютчев - ну-у-у-у... Фет.... Гумилев... Цветаева... Бродский... Семёныч...........
    Строфика, ритмика, икты, ударения, клаузулы...))))))))))))
    ну и конечно же, пунктуация - пустота!(
    Лепите!!!!! Вот и лепим, забывая о мелодике, об интонации, даже о значении (смысловом определении слова, к примеру. \"зажатым в клещИ\" или же штурмовать \"неприступную \" стену...
    Данный ресурс в своем названии имеет отношение к... поэзии.
    Вера... пусть даже \"ворон снится\", но поэзия - это нечто иное, весьма четко указанное и соблюдаемое теми, кто желает и учиться, и в ней преуспеть.
    Здравия Вам!
    Сил и успехов!
    С уважением, Александр.
       ответ: Викторович Александр

    © Мастерская современной поэзии 2013 - 2019