Стихи Мастерская современной поэзии

книги
Категория


Книги Мастерской

Поэтический словарь

Толковый словарь

Толковый словарь Даля

Подбор рифмы



    Мастерская:
Логин:
Пароль:


Видео и музыка к стихам наших авторов



 Сейчас на сайте:
 Гостей: 11 человек


Рифма



РИ́ФМА (от греч. ῥυθμός — соразмерность) — композиционно-звуковой повтор преимущественно в конце двух или нескольких стихов, чаще — начиная с последнего ударного слога в рифмуемых словах. В русских пиитиках (16—18 вв.) этот повтор назывался «краесогласием». Определение Р. как концевого созвучия не совсем точно, так как известны случаи начальных и внутренних Р. На протяжении истории поэтического искусства структура Р. менялась и меняется. Не влияя непосредственно на ритмостроение стиха, Р. тем не менее играет исключительную эвфоническую и организующую роль в стихе, особенно при строфической композиции стихотворения. В античной поэзии рифмовка стиха как система не применялась; рифмы в античных стихах — явление случайное, чаще в середине и в конце одного и того же стиха. В европейской поэзии Р., как обязательный эвфонический и мнемонический прием, появилась поздно; подобное явление наблюдается в литературах всех народов. В русской народной поэзии система рифмовки — также сравнительно позднее явление, хотя отдельные случаи Р. наблюдаются уже в древнерусских литературных произведениях («Слово о полку Игореве», «Задонщина», «Повесть о Горе-Злочастии»). Русские т. н. досиллабические вирши были свободной, не стопной формацией со смежными Р.; по своей структуре они имеют много общего с раёшным стихом и, очевидно, вышли из народной поэзии. Теория Р. русского классического стиха хорошо разработана; по своим формам и положению в стихе Р. можно разделить в основном на следующие группы.
     По слоговому объему Р. делятся на мужские (ударение на последнем слоге), женские (ударение на предпоследнем от конца слоге), дактилические (ударение на третьем от конца слоге), гипердактилические (ударение на четвертом от конца слоге). Если Р. оканчивается гласным звуком, она называется открытой, если оканчивается согласным звуком, — закрытой.
     По характеру звучания различаются Р.: точные и приблизительные, богатые и бедные, ассонансы, диссонансы, составные, тавтологические, неравносложные, разноударные.
     По положению в стихе рифмы бывают: конечные, начальные, внутренние; по положению в строфе — смежные, перекрестные и охватные (или опоясанные).
     В отношении кратности повторов различаются Р. парные, тройные, четверные и многократные.
Стихи без Р. называются белыми, неточные Р. — «рифмоидами».
     Особое место в технике русского стиха занимает рифма Маяковского, тщательно исследованная М. Штокмаром. Маяковский открыл новые методы рифмовки, соответствующей строю его ораторского стиха. В статье «Как делать стихи?» Маяковский писал: «Рифма возвращает вас к предыдущей строке, заставляет вспоминать ее, заставляет все строки, оформляющие одну мысль, держаться вместе... Я всегда ставлю самое характерное слово в конец строки и достаю к нему рифму во что бы то ни стало. В результате моя рифмовка почти всегда необычайна и уж во всяком случае до меня не употреблялась, и в словаре рифм ее нет. Рифма связывает строки, поэтому ее материал должен быть еще крепче, чем материал, пошедший на остальные строки».



стих назадвернуться к оглавлению словаря стих вперед




Лента комментариев
 
  • Моя рубашка пахнет тайной...
  •   автор стиха: Лапаухов Илья
      - Для любовных феромонов
    Под весеннюю капель
    Не придумано препонов
    Торжествует древний Лель

    Но под вечер , в чреве ванны
    И рубаху и постель
    И мистические тайны
    Отстирает \"Ариэль\"
    ------------------------
    Вы романтик , не скрывайте
    И мечтательный поэт
    Но общественность на сайте
    Фетишизму скажет \"Нет! \"
    -------------------------
    Спасибо за стих и возможность порифмовать отзывы
       комментарий от: Печальный Шура

     
  • Как хорошо... Так одиноко...
  •   автор стиха: Vladimir Roberta
      - Одиночество внутри и никак иначе!
    Красок много на земле.. иди знай что счастье!?
    И какую ноту взять после зимней спячки, когда надо выбирать
    по душе, без страсти.. (экс)
       комментарий от: Север Вера

     
  • Мысли художника. Экспериментальный стих-кольцо.
  •   автор стиха: Воронов Михаил
      - Мысли очень мне близки, но язык простите, -
    явно ломанный язык - с музыкой не слиться..
    Мне бы звуки для души и любовь от Бога,
    чтобы в небо улететь и стать пылью звёздной..(экс)
       комментарий от: Север Вера





    Ответы на комментарии
     
  • Здесь август месяц, осень на дворе
  •    на комментарий от: Кашковарова Виктория
      - Природная простота и есть истина,
    а сама простота и есть сестра таланта..С ув.
       ответ: Север Вера

     
  • Мысли художника. Экспериментальный стих-кольцо.
  •    на комментарий от: Север Вера
      - Большое спасибо за отзыв! Да, это немного не тот русский язык, к которому мы с Вами в повседневности привыкли...
    я обновил текст стиха и изображение; заменил некоторые образы.
    В изменённом виде текст должен восприниматься лучше чем прежде =) Надеюсь он Вам понравится :)
       ответ: Воронов Михаил

     
  • Здесь август месяц, осень на дворе
  •    на комментарий от: Север Вера
      - Слишком просто...
       ответ: Кашковарова Виктория

    © Мастерская современной поэзии 2013 - 2019