Стихи Мастерская современной поэзии

книги
Категория


Книги Мастерской

Поэтический словарь

Толковый словарь

Толковый словарь Даля

Подбор рифмы



    Мастерская:
Логин:
Пароль:


Видео и музыка к стихам наших авторов



 Сейчас на сайте:
Шебзухов Владимир
Генин Юрий
 Гостей: 30 человек


Равнодольность в стихе



РАВНОДО́ЛЬНОСТЬ В СТИХЕ́ (изометризм) — главный структурный признак правильного метрического стиха, основанного на периодических повторах количественно определенной элементной группы (трехдольника, четырехдольника, пятидольника, шестидольника). Принцип Р. в с. противостоит доктрине стопного равносложия, применимого лишь в ограниченной области метрического стиха, без структурных пауз и при равнодольных слогах. Равносложность в стихе, вне метрической структуры, не воспринимается на слух. Динамика правильного ритмического процесса такова, что в его механизме действует система метрических акцентов, определяющих не суммарные арифметические отношения слогов, а кратные геометрические пропорции. Как структурное целое всякий правильный метрический стих, основанный на кратности и периодичности повторов элементной группы (с ее ритмическими модификациями), является результативным произведением, полученным от умножения количества долей этой группы (краты) на число ее повторов в тактометрическом периоде. Наше сознание быстро охватывает лишь небольшие структуры, небольшие количества в группе — от двух до шести элементов (В. Вундт). Система отсчета в правильном ритмическом процессе, расчлененном на периоды, совсем иная, чем в обычном практическом отсчете, производимом методом натуральных чисел. В ритме отсчет идет не по единицам, а по равновеликим структурным группам, содержащим в себе определенно точное количество ритмических элементов. Практически и теоретически в метрическом стихе нужно учитывать не только слоговой состав, а все «пространство стиха», включая концевые структурные паузы. Мерой такого пространства служит тактометрический период, расчлененный на ясно ощутимые равновеликие элементные группы (малые меры).
    Ниже приведен ряд тринадцатисложных стихов, отличающихся, однако, друг от друга, своими структурно-ритмическими моделями. Сначала даются образцы четырехкратного четырехдольника первого (его период=16 долям) с различным расположением в стихе структурных пауз. Вот, например, стихи с трехдольной паузой в конце каждого периода:

| Спите, полу|мертвые, у|вядшие цве|ты, /\ /\ /\ |
|Так и не у|знавшие рас|цвета красо|ты. /\ /\ /\ |
(К. Бальмонт)

То же, но с богатейшей ритмической инверсией:

| Садил-водил | черёмушку | в зелёном са|ду. /\ /\ /\ |
| Вырастала | черёмушка | позади са|ду. /\ /\ /\ |
| Поил-кормил | красавицу | и прочил се|бе, /\ /\ /\ |
| Досталася | красавица| иному, не | мне. /\ /\ /\ |
(Народная песня)

Однодольная пауза в конце первого полупериода и двудольная пауза в конце периода:

| Уме недо|зрелый, плод /\ | недолгой на|уки! /\ /\ |
| Покойся, не | понуждай /\ | к перу мои | руки. /\ /\ |
(А. Кантемир)

Или:

| Уходили| мальчики — /\ | на плечах ши|нели. /\ /\ |
| Уходили| мальчики — /\ | храбро песни | пели. /\ /\ |
(И. Карпов)

Двудольная пауза в конце полупериода и однодольная пауза в конце периода:

| В старом вицмун|дире /\ /\ | с новыми за|платами /\ |
| Я сижу в трак|тире /\ /\ | с крезами бра|датыми. /\ |
(Л. Трефолев)

В следующем примере того же четырехдольника однодольные паузы размещены так: две в первом полупериоде и одна во втором:

| Полетай, /\ |полетай /\ |в поле, журав|леночек. /\ |
| Поскучай, /\ |поскучай /\ | обо мне, ми|леночек. /\ |
(Народная частушка)

А вот четырехкратный четырехдольник второй, где однодольная пауза заключает собой полупериод, а двудольная заканчивает весь тактометрический период:

Без | отдыха пи|рует /\ с дру|жиной уда|лой /\ /\
И|ван Васильич | Грозный /\ | под матушкой-Моск|вой. /\ /\ 
(А. К. Толстой)

Пример четырехдольника (четырехкратный третьего вида) с трехдольной паузой в конце периода:
Что ты, | зорька, что, ро|же́ница же|ланная, /\ | /\ /\
Что ты | бледная та|кая и ту|манная? /\ | /\ /\ 
(Л. Мей)
 
Наконец, пример тринадцатисложного александрийского стиха (шестистопный ямб) с женской клаузулой, который ритмологически представляет собой шестидольник второй с гиперметрическим слогом в конце каждого стиха:

Я | признаюсь, люб|лю мой || стих александ|рийский.
Ло|жится хоро|шо в не||го язык рос|сийский.
                  (П. Вяземский)

Перед нами девять образцов стиха о тринадцати слогах, но каждый образец создан по своей модели, ритмическая структура у них разная.

См. статьи: Трехдольник, Четырехдольник, Пятидольник, Шестидольник, Народный стих, Частушка, Паузник, Тактовик, Тактометрический период.



стих назадвернуться к оглавлению словаря стих вперед


Лента комментариев
 
  • Снег
  •   автор стиха: Генин Юрий
      - Да... вот ещё (уж простите) А, тех, кто выказывает восторги под стихами в комментах, вы тоже называете \"рецензенторами\"?(?) я- НЕ рецензентор, ваш покорный - читатель! ... А стих хороший...
       комментарий от: Шебзухов Владимир

     
  • Снег
  •   автор стиха: Генин Юрий
      - Юрий.. вот черновуха-прочтите всё четверостишие… и сравните с оригиналом
    Свежевыпавший любят детишки:
    Игры, санки-ватрушки, лыжня …
    Коли не превратится в ледышки -
    Снег готова «месить» ребятня.
       комментарий от: Шебзухов Владимир

     
  • Снег
  •   автор стиха: Генин Юрий
      - P.S.Читайте это четверостишие вслух и ладожкой бейте по столу ритм должен быть один к одному-убедитесь сами...
       комментарий от: Шебзухов Владимир





    Ответы на комментарии
     
  • Снег
  •    на комментарий от: Шебзухов Владимир
      - Уважаемый рецензент,
    Ударение здесь такое:
    \"... пока нЕ превратится в ледышки ...\"
    Не вижу ошибки!
    Тем не менее, благодарен.
       ответ: Генин Юрий

     
  • Отбор у природы суров
  •    на комментарий от: Генин Юрий
      - Благодарю за отзыв, Юрий!
       ответ: Саллас Николай

     
  • Отбор у природы суров
  •    на комментарий от: Север Вера
      - Большое спасибо за отзыв, Вера! Всех благ! С уважением!
       ответ: Саллас Николай

    © Мастерская современной поэзии 2013 - 2019