Стихи Мастерская современной поэзии

книги
Категория


Книги Мастерской

Поэтический словарь

Толковый словарь

Толковый словарь Даля

Подбор рифмы





    Мастерская:
Логин:
Пароль:


Видео и музыка к стихам наших авторов



 Сейчас на сайте:
Север Вера
Зазерский Лев
Попович Василий
 Гостей: 228 человек


Пэон



ПЭО́Н, или пэан (греч. παιών, или παιάν), — 1) в античном мире песнь в честь бога солнца Феба, а затем — благодарственная песнь богам за спасение и, наконец, просто победная песнь. Вместе с тем П. был назван и самый стихотворный размер этих песен. Античная пэоническая стопа — пятидольного объема о четырех слогах, один из которых долгий, двудольный. По месту положения долгого слога в стопе П. разделялись на четыре вида: первый П. , второй П. , третий П. , четвертый П. . Кроме пятидольной пэонической стопы о четырех слогах, в античной метрике были иные пятидольные стопы, но о трех слогах, из них один краткий и два долгих: бакхий , кретик, или амфимакр, и палимбакхий .
    2) Термин «П.» применительно к русскому стихосложению был известен еще в начале 19 в. (например, в работе Д. Самсонова «Краткое рассуждение о русском стихосложении», 1817). А. Белый под П. имел в виду сочетание ямба или хорея с пиррихием. По аналогии с античными П. в русском стихе стали различать четыре вида П. как четырехдольной стопы с акцентом на одном из четырех слогов.
    Первый П. с ударением на первом слоге стопы, без анакрузы, соответствует первому четырехдольнику:

|С не́ба полу|де́нного жа|ра́ не подсту|пи́. /\ /\ /\ |
|Ко́нная Бу|де́нного рас|ки́нулась в сте|пи́. /\ /\ /\ |
                  (Н. Асеев)

    Второй П. с ударением на втором слоге стопы, с однодольной анакрузой, соответствует второму четырехдольнику:

Фо|на́рики-су|да́рики, ска|жи́те-ка вы | мне́, /\ /\
Что | ви́дели, что | слы́шали в ноч|но́й вы тиши|не́. /\ /\ 
                  (И. Мятлев)

     Третий П. с ударением на третьем слоге стопы, с двудольной анакрузой, соответствует третьему четырехдольнику:

На воз|ду́шном оке|а́не, без ру|ля́ и без вет|ри́л, /\
Тихо | пла́вают в ту|ма́не хоры | стро́йные све|ти́л. /\ 
                  (М. Лермонтов)

     Четвертый П. с ударением на четвертом слоге стопы, с трехдольной анакрузой, соответствует четвертому четырехдольнику; встречается в четырехстопном ямбе и среди народных частушек:

Под голу|бы́ми небе|са́ми /\ /\ | /\
Велико|ле́пными ков|ра́ми, /\ /\ | /\
Блестя на | со́лнце снег ле|жит. /\ /\ /\ | /\ 
                  (А. Пушкин)

Сирень ка|ча́ется, ка|ча́ется, на|ве́рно упа|де́т;
Товарка | к ми́лому лас|ка́ется, на|верно ото|бье́т.
                  (Народная частушка)

    Четырехдольники всех четырех видов являются излюбленными размерами в русской народной поэзии.



стих назадвернуться к оглавлению словаря стих вперед




Лента комментариев
 
  • Голос
  •   автор стиха: Зазерский Лев
      - Пока есть голос изнутри
    и сердцу хочется любить
    мы будем двигаться вперёд -
    нас никому не победить!
       комментарий от: Север Вера

     
  • Игры притворщиков
  •   автор стиха: Заречный 101
      - Такая наша суета,
    идёт всемирная игра
    и все кому не повезло,
    как на галерах тащит зло.
       комментарий от: Север Вера

     
  • Шепелявый ветер
  •   автор стиха: Юдин Иван
      - Шепчет ветер, как пророк -
    жизнь не зря дана, даже если тьма вокруг
    и замкнулся круг...
       комментарий от: Север Вера





    Ответы на комментарии
     
  • Весна целуется с дождём....
  •    на комментарий от: Север Вера
      - Замечательные строки, Вера! С уважением, Ирина
       ответ: Маленьких Ирина

     
  • Тропинка вдаль уходит...
  •    на комментарий от: Север Вера
      - прекрасно
       ответ: Кузьмина Нина

     
  • А я горжусь
  •    на комментарий от: Север Вера
      - Конечно. А как иначе.
       ответ: Потапова Елена

    © Мастерская современной поэзии 2013 - 2019