Стихи Мастерская современной поэзии

книги
Категория


Книги Мастерской

Поэтический словарь

Толковый словарь

Толковый словарь Даля

Подбор рифмы



    Мастерская:
Логин:
Пароль:


Видео и музыка к стихам наших авторов



 Сейчас на сайте:
Кузьмина Нина
 Гостей: 20 человек


Анакруза



АНА́КРУЗА (греч. ἀνάκρουσις, букв. — отталкивание; предварение) — в античной поэтике безударные слоги в начале стиха до тезиса, до сильной части стопы, т. е. до долгого слога. В общеевропейской и русской поэтике А. называются безударные слоги в начале стиха до первого метрического акцента, на который обычно (но не обязательно) приходится ударный слог в стопе. А. соответствует музыкальному затакту. В тех немногих стиховых размерах, где стих начинается сразу с сильного метрического акцента, А. нет, иногда ее называют нулевой А. Это относится к тактометрическим периодам первого вида (так называемые нисходящие ритмы): трехдольник первый , четырехдольник первый , пятидольник первый |, шестидольник первый |. При наличии А. период заканчивается эпи́крузой, т. е. заключительной частью, которая начинается с последнего акцента в стихе. В правильном метрическом стихе А. совершенно неотделима от эпикрузы, они — начало и конец тактометрического периода. Ниже приводится ряд примеров анакрузы и эпикрузы в стихах разных размеров.
Примеры сочетания анакрузы и эпикрузы в четырехкратных трехдольниках.
Трехдольник первый (дактиль), контрольный ряд ||||| с нулевой анакрузой и нулевой эпикрузой, полносложная беспаузная форма:

| Тучки не|бесные, | вечные | странники! |
| Степью ла|зурною, | цепью жем|чужною |
| Мчитесь вы, | будто как | я же, из|гнанники |
| С милого | севера | в сторону | южную.
                  (М. Лермонтов)


То же, но с однодольной паузой в конце стиха:

| Были и | лето и | осень дожд|ливы; /\ |
| Были по|топлены | пажити, | нивы... /\ |
                  (В. Жуковский)


Трехдольник второй (амфибрахий), контрольный ряд ||||; однодольная А. и двудольная эпикруза:

В пес|чаных сте|пях ара|вийской зем|ли /\
Три | гордые | пальмы вы|соко рос|ли. /\
Род|ник между | ними из | почвы бес|плодной,
Жур|ча, проби|вался вол|ною хо|лодной.
                  (М. Лермонтов)


В этих стихах однодольная А. всюду заполняется одним слогом, но двудольная эпикруза в первом двустишии состоит из слога и однодольной паузы, а во втором — из двух слогов. Из следующего примера видно, что эпикруза в трехдольнике может быть и двусложием (в нечетных строках) и двудольной паузой (в четных строках):

Ка|ховка, Ка|ховка, род|ная вин|товка,
Го|рячая | пуля ле|ти, /\ /\ | /\ /\
Ир|кутск и Вар|шава, О|рел и Ка|ховка —
Э|тапы боль|шого пу|ти. /\ /\ | /\ /\
                  (М. Светлов)


Трехдольник третий (анапест), А. и однодольная эпикруза, контрольный ряд ||||; в нечетных стихах эпикруза слоговая, в четных — паузная:

Зачи|нается песня от | древних за|тей,
От ве|селых пи|ров и о|бедов, /\ | /\
И от | русых от | кос, и от | черных куд|рей,
И от | тех ли от | ласковых | дедов. /\ | /\
                  (А. К. Толстой)


Или пример двудольной (двухсложной) анакрузы и однодольной паузной эпикрузы во всем четверостишии:

Мы се|годня во|шли в Сева|стополь, /\ | /\
За хол|мом ору|дийный рас|кат, /\ /\ | /\
Воздух | города | пылен и | тепел, /\ | /\
Круго|вая до|рога под | скат. /\ /\ | /\
                  (С. Кирсанов)


Смешанная А. в четырехкратном паузном трехдольнике:

/\ /\ |Где вы, гря|дущие | гунны, /\ | /\
/\ Что | тучей на|висли над | миром? /\ | /\
/\ /\ |Слышу ваш | топот чу|гунный /\ | /\
По е|ще не от|крытым Па|мирам. /\ | /\
/\ На | нас / ор|дой опья|нелой /\ | /\
/\/\ |Рухните | с темных ста|новий — /\ | /\
Ожи|вить одрях|левшее | тело /\ | /\
/\ Вол|ной / пы|лающей | крови. /\ | /\
                  (В. Брюсов)


Примеры сочетания анакрузы и эпикрузы в трехкратных четырехдольниках.
Четырехдольник первый (без анакрузы — нулевая анакруза); контрольный ряд ||||:

| Дружба насто|ящая не | старится, /\ |
| За небо вет|вями не цеп|ляется. /\ |
| Если уж при|ходит срок, так | валится /\ |
| С грохотом, как | дубу пола|гается. /\ |
                  (К. Симонов)


Четырехдольник второй, однодольная анакруза и трехдольная эпикруза; контрольный ряд |||:

За|сыпала зве|риные тро|пинки /\
Вче|рашняя раз|гульная ме|тель, /\ /\
И | падают и | падают сне|жинки /\
На | тихую, за|думчивую | ель. /\ /\
                  (Д. Бедный)


Четырехдольник третий, двудольная анакруза и двудольная эпикруза; контрольный ряд |||:

Вдоль де|ревни, от из|бы и до из|бы, /\
Заша|гали тороп|ливые стол|бы; /\

Загу|дели, заи|грали прово|да — /\
Мы та|кого не ви|дали никог|да. /\
                  (И. Исаковский)


Четырехдольник четвертый, трехдольная анакруза и однодольная эпикруза; контрольный ряд |||:

Как эта | улица пыль|на, раскале|на!
Что за пе|чальная, о | господи, сос|на!
                  (Ин. Анненский)

Стоят се|ребряными | блюдечками | /\
Кувшинок | мокрые цве|ты; /\ /\ /\ | /\
Иду по|махивая | удочками, | /\
На обо|мшелые пло|ты. /\ /\ /\ | /\
                  (Г. Шенгели)

Под голу|быми небе|сами /\ /\ | /\
Велико|лепными ков|рами /\ /\ | /\
Блестя на | солнце, снег ле|жит. /\ /\ /\ | /\
                  (А. Пушкин)


Примеры А. и эпикрузы в пятидольнике и шестидольнике см. в соответствующих статьях.
Среди четырехдольников наблюдается мнимая анакруза, обычно это происходит в четырехдольнике первом без А., когда начальная модификация выражена второй константой || вместо первой константы || и поддержана такими же последующими константами:


| Как-то раз пе|ред толпою | соплеменных | го́р /\ /\ /\ |
| У Казбека | с Шат-горою | был великий | спо́р. /\ /\ /\ |
                  (М. Лермонтов)


Паузные А. встречаются иногда в частушках (четырехдольники):


Си|дела на ска|меечке, /\ |ела кара|мелечки,
/\ | Ела, улы|балася, ска|зали: цело|валася!


Или:


/\ /\ |То-опнула | я, / и не | то-опнула | я, /\
Съела | целого бы|ка / и не | ло-опнула | я! /\


С другой стороны, наблюдаются случаи, когда на А. падает настолько сильный акцент, что вся ритмическая структура стиха как бы смещается; это бывает среди стихов четырехстопного ямба, контрольный ряд которого следующий |||, т. е. трехкратный четырехдольник четвертый:

Поку́ри|вая, здесь си|дим /\ /\ /\ | /\
На ла́воч|ке, вперивши | взоры /\ /\ | /\
В поле́й за|зеленевший | дым, /\ /\ /\ | /\
Гляди́м на | Воробьевы | горы. /\ /\ | /\
                  (А. Белый)


Ср. следующий пример:

Я знал кра|са́виц недо|сту́пных, /\ /\ | /\
Холодных |, чи́стых, как зи|ма́, /\ /\ /\ | /\
Неумо|ли́мых, непод|ку́пных, /\ /\ | /\
Непости|жи́мых для у|ма́. /\ /\ /\ | /\
                  (А. Пушкин)

Вот примеры еще более сильного акцентирования А.:
Бу́дешь | в универси|тете —
Сон свер|шится ная|ву! /\
                  (Н. Некрасов)

Засве|тились на тан|цующей си|рене
Во́до|росли под лу|ной, как светля|ки. /\
                  (И. Северянин)


В последних двух примерах модификация, идущая вслед за А., — безударная, что еще резче усиливает акцентировку А., и ритм стиха как бы выходит из нормы контрольного ряда.



стих назадвернуться к оглавлению словаря стих вперед




Лента комментариев
 
  • ****
  •   автор стиха: Бервальд Фрида
      - Всегда так было и так будет -
    язык богов слышней весго..
    а что приходит к нам от Бога -
    Его заслуга - мы никто! С уваж.
       комментарий от: Север Вера

     
  • Всё на земле мимолётно
  •   автор стиха: Саллас Николай
      - Возможно, так оно и есть,но,
    милый друг, сочти за честь,
    что мы родились и живём..
    и на земле родной умрём..Вдохновения и удачи!
       комментарий от: Север Вера

     
  • Матерь Божья (молитва)
  •   автор стиха: Север Вера
      - Великолепная молитва, Вера! С уважением!
       комментарий от: Саллас Николай





    Ответы на комментарии
     
  • Матерь Божья (молитва)
  •    на комментарий от: Саллас Николай
      - Держать пост и молиться, а иначе никак, чтоб беды не случилось..Большое спасибо!!
       ответ: Север Вера

     
  • ***
  •    на комментарий от: Викторович Александр
      - Я о внутренней культуре! А вы? С уваж.
       ответ: Север Вера

     
  • ***
  •    на комментарий от: Север Вера
      - Здравствовать Вам, Вера! И тепло дарить Вам , и добро!)))
    )...
    И Ньютон не грешен... с ним же, друг Сократ...
    и в саду черешен, соловей - не брат...
    отколясь иначе завелось во мне
    что-то, что иначе, что не так в себе..
    Что-то, что тревожит, что ломает ось....
    Видно, правит осень... ей вновь довелось...
    Вера, мысль... она личная, и она...трепетная и НЕ всегда справедливая (даже более того). К сожалению, и здесь всё то же самое.
    Знаете, Вера, я бы сказал более, но... зачем?
    Многим современным авторам Пушкин - это... это первый шаг... лепет бедности... Тютчев - ну-у-у-у... Фет.... Гумилев... Цветаева... Бродский... Семёныч...........
    Строфика, ритмика, икты, ударения, клаузулы...))))))))))))
    ну и конечно же, пунктуация - пустота!(
    Лепите!!!!! Вот и лепим, забывая о мелодике, об интонации, даже о значении (смысловом определении слова, к примеру. \"зажатым в клещИ\" или же штурмовать \"неприступную \" стену...
    Данный ресурс в своем названии имеет отношение к... поэзии.
    Вера... пусть даже \"ворон снится\", но поэзия - это нечто иное, весьма четко указанное и соблюдаемое теми, кто желает и учиться, и в ней преуспеть.
    Здравия Вам!
    Сил и успехов!
    С уважением, Александр.
       ответ: Викторович Александр

    © Мастерская современной поэзии 2013 - 2019