Стихи Мастерская современной поэзии

книги
Категория


Книги Мастерской

Поэтический словарь

Толковый словарь

Толковый словарь Даля

Подбор рифмы



    Мастерская:
Логин:
Пароль:


Видео и музыка к стихам наших авторов



 Сейчас на сайте:
Восточный Ант
Нагих Вадим
Воронов Михаил
Дадожонов Акмал
 Гостей: 23 человек


Перифраз



ПЕРИФРА́З, перифра́за (от греч. περίφρασις — пересказ), — 1) стилистический прием, заключающийся в замене какого-либо слова или словосочетания описательным оборотом речи, в котором указаны признаки неназванного прямо предмета. П. строится на принципе развернутой метонимии, например:

Ты знаешь край, где все обильем дышит,
Где реки льются чище серебра,
Где ветерок степной ковыль колышет,
В вишневых рощах тонут хутора...
                  (А. К. Толстой)


    2) Использование писателем формы известного литературного произведения, в которой, однако, дается резко противоположное содержание, чаще всего сатирическое, с параллельным соблюдением синтаксического строя и количества строф оригинала, а иногда и с сохранением отдельных лексических построений. В этом случае П. является подражательной формой. Примером П. как знакомой формы стиха, но с иным содержанием, может служить «Колыбельная песня (подражание Лермонтову)» Н. Некрасова, острая сатира не на Лермонтова, а на чиновника-карьериста. Сличение нескольких строф «Казачьей колыбельной песни» Лермонтова с некрасовским П. на нее дает возможность ясно представить отличие перифраза от пародии:

Лермонтов.
Некрасов.
Спи, младенец мой прекрасный,
        Баюшки-баю.
Тихо смотрит месяц ясный
        В колыбель твою.
Стану сказывать я сказки,
        Песенку спою;
Ты ж дремли, закрывши глазки,
        Баюшки-баю.
...Богатырь ты будешь с виду
        И казак душой,
Провожать тебя я выйду —
        Ты махнешь рукой...
Сколько горьких слез украдкой
        Я в ту ночь пролью!..
Спи, мой ангел, тихо, сладко,
        Баюшки-баю...
Спи, пострел, пока безвредный!
        Баюшки-баю,
Тускло смотрит месяц медный
        В колыбель твою.
Стану сказывать не сказки —
        Правду пропою;
Ты ж дремли, закрывши глазки,
        Баюшки-баю.
...Будешь ты чиновник с виду —
        И подлец душой,
Провожать тебя я выду —
        И махну рукой!
В день привыкнешь ты картинно
        Спину гнуть свою...
Спи, пострел, пока невинный!
        Баюшки-баю...


    Образцом же пародийного П. служит политическая сатира Д. Минаева на А. Фета, в которой последний разоблачается (на основании крепостнических высказываний Фета в печати) как расчетливый хозяин-помещик. Минаев использовал оригинальную форму знаменитого стихотворения (система назывных предложений, без глаголов), повернув ее разоблачающим содержанием против самого поэта:

Фет.
Минаев.
Шопот, робкое дыханье,
        Трели соловья,
Серебро и колыханье
        Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени, —
        Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
        Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
        Отблеск января.
И лобзания, и слезы,
        И заря, заря!..
Холод. Грязные селенья.
        Лужи и туман.
Крепостное разрушенье,
        Говор поселян.
От дворовых нет поклона,
        Шапки набекрень,
И работника Семена
        Плутовство и лень.
На полях — чужие гуси,
        Дерзость гусенят, —
Посрамленье, гибель Руси,
        И разврат, разврат.

Интересно сравнить с оригиналом следующий шуточный П.:

Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой;
Не пылит дорога,
Не дрожат листы...
Подожди немного,
Отдохнешь и ты.
(М. Лермонтов)
Пьяные уланы
Спят перед столом;
Мягкие диваны
Залиты вином.
Лишь не спит влюбленный,
Погружен в мечты.
Подожди немного:
Захрапишь и ты!
(А. Апухтин)

    К форме П. обращался иногда В. Маяковский. Вот его эпиграмматический П. на критика А. Эфроса, форма стиха заимствована из Блока (конец «Двенадцати»):

Блок.
Маяковский.
...В белом венчике из роз —
Впереди Исус Христос.
В белом венчике из роз
Впереди Абрам Эфрос.

    Другой пример П. у Маяковского — в конце его стихотворения «Сергею Есенину», где перифразировано двустишие из предсмертного есенинского стихотворения:

Есенин.
Маяковский.
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
В этой жизни
             помереть не трудно,
сделать жизнь
           значительно трудней.

Ср. Бурлеска, Парафраз, Пародия.



стих назадвернуться к оглавлению словаря стих вперед


Лента комментариев
 
  • Осенило.
  •   автор стиха: Осидак. Алексей.
      - У поэта два объекта что он любит больше всех -
    это символ совершенства и желание писать..))
       комментарий от: Север Вера

     
  • Пенсия мираж пустыни
  •   автор стиха: Нагих Вадим
      - Толи ещё будет!- Жизнь идёт, жизнь меняется.. И кто знает что будет завтра.. По тексту могу сказать: самобытный стиль сохраняется.. Вдохновения и доброго настроения!
       комментарий от: Север Вера

     
  • Под дождём бесстрашия
  •   автор стиха: Север Вера
      - Возьму-ка лорнет и одену пенсне
    И Истине дам её имя.
    Но вижу её я не только в вине:
    В "Столичной" она ощутимей!
       комментарий от: Осидак. Алексей.





    Ответы на комментарии
     
  • Под дождём бесстрашия
  •    на комментарий от: Осидак. Алексей.
      - Чувствуется чёткая жизненная позиция.. С улыбкой и уваж.
       ответ: Север Вера

     
  • Табор дней ушёл в сентябрь.
  •    на комментарий от: Осидак. Алексей.
      - Стараюсь быть сама собою, а не на публику играть.. Спасибо,
    "зоркий глаз" и "чуткое ухо", что видите и слышите,
    что многим не доступно..))
       ответ: Север Вера

     
  • Загадка времени
  •    на комментарий от: Осидак. Алексей.
      - Спасибо за понимание!
    Быть как все сегодня скучно. Вот и мечется душа
    оттого, что в рамках трудно её становится "дышать"..
       ответ: Север Вера

    © Мастерская современной поэзии 2013 - 2019