Стихи Мастерская современной поэзии

книги
Категория


Книги Мастерской

Поэтический словарь

Толковый словарь

Толковый словарь Даля

Подбор рифмы



    Мастерская:
Логин:
Пароль:


Видео и музыка к стихам наших авторов



 Сейчас на сайте:
Служба Поддержка
Кузьмина Нина
Нагих Вадим
Воронов Михаил
 Гостей: 247 человек


Параллелизм



ПАРАЛЛЕЛИ́ЗМ (от греч. παράλληλος — идущий рядом, параллельный) — композиционный прием, подчеркивающий структурную связь двух (обычно) или трех элементов стиля в художественном произведении; связь этих элементов состоит в том, что они располагаются параллельно в двух или трех смежных фразах, стихах, строфах, благодаря чему выявляется их общность. Современной поэтикой установлены следующие типы П.
Синтаксический П., наиболее распространенный, заключается в том, что в смежных стихах соблюдается одинаковая структура предложений. Это явление поэтического стиля интересно проследить на примерах, взятых у разных поэтов:


В синем море волны плещут,
В синем небе звезды блещут.
                  (А. Пушкин)


И, новым преданный страстям,
Я разлюбить его не мог;
Так храм оставленный — все храм,
Кумир поверженный — все бог!
                  (М. Лермонтов)


Утихает светлый ветер,
Наступает серый вечер,
Ворон канул на сосну,
Тронул сонную струну.
                  (А. Блок)


Когда умирают кони — дышат,
Когда умирают травы — сохнут,
Когда умирают солнца — они гаснут,
Когда умирают люди — поют песни.
                  (В. Хлебников)


Ко мне приплывала зеленая рыба,
Ко мне прилетала белая чайка!
                  (А. Ахматова)


Я не знаю, где граница
Между Севером и Югом,
Я не знаю, где граница
Меж товарищем и другом...
...Я не знаю, где граница
Между пламенем и дымом,
Я не знаю, где граница
Меж подругой и любимой.
                  (М. Светлов)


Алмаз шлифуется алмазом,
Строка диктуется строкой.
                  (С. Поделков)

Два бессмертия у Волги —
устье и исток.
Две тревоги у солдата —
Запад и Восток!
Две надежды у деревьев —
осень и весна.
Две заботы у солдата —
пушка и война...
                  (А. Недогонов)


Строфический П. состоит в том, что в смежных строфах стихотворения повторяется одинаковое синтаксическое, а иногда и лексическое построение:

Горе несешь — думаешь,
Как бы с плеч сбросить,
Куда бы его покинуть,
Где бы его оставить.
Счастье несешь — думаешь,
Как бы с ним не споткнуться,
Как бы оно не разбилось,
Кто бы его не отнял.
                  (В. Тушнова)


На внутристрофических контрастных параллелях построено стихотворение М. Лермонтова «Парус»:

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?
Играют волны, ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит...
Увы, он счастия не ищет,
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой.
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в буре есть покой!

К строфическому П. близка форма амебейной композиции, популярная в народной поэзии.
Ритмический П. выражается в том, что лирические мотивы подчеркиваются соответствующим повтором ритмического рисунка, например паузой в определенном месте стиха:

 


 
|Сад весь в цве|ту, /\ /\ |
|Вечер в ог|не, /\ /\ |
|Так осве|жительно | радостно | мне! /\ /\ |
 
|Вот я сто|ю, /\ /\ |
|Вот я и|ду, /\ /\ |
|Словно та|инственной| речи я | жду. /\ /\ |
 
|Эта за|ря, /\ /\ |
|Эта вес|на /\ /\ |


|Так непо | стижна, за|то так яс|на! /\ /\ |
|Счастья ли| полн, /\ /\ |
|Плачу ли| я, /\ /\ |
|Ты — благо|датная| тайна мо|я. /\ /\ |
(А. Фет)

В этом стихотворении, чтобы подчеркнуть обязательную двудольную паузу в средине первого стиха каждого двустишия, поэт разбивает первый стих на двустрочие вместо:

|Сад весь в цве|ту, /\ /\ | вечер в ог|не, /\ /\ |
|Так осве|жительно| радостно| мне! /\ /\ |

Помимо прямого П., в поэзии встречается отрицательный П., состоящий в том, что первый член параллели дается с отрицательной частицей «не». Такая форма П. особенно употребительна в народной поэзии, нередка она и в авторских стихах (см. Отрицательное сравнение).



стих назадвернуться к оглавлению словаря стих вперед


Лента комментариев
 
  • Фиалки.
  •   автор стиха: Дадожонов Акмал
      - Понравилось... Красиво!
       комментарий от: Голикова Татьяна

     
  • Фиалки.
  •   автор стиха: Дадожонов Акмал
      - Красиво! Очень красиво!
       комментарий от: Гарипов Артур

     
  • Жить начну по-другому
  •   автор стиха: Павлова Пекшина Людмила
      - Психологическая работа! С одной стороны сильно, а с другой свободно.. Попытка разобраться в хитросплетениях нашей жизни налицо.. Лично мне, такие движения души нравятся.. Удачи!
       комментарий от: Север Вера





    Ответы на комментарии
     
  • Поэт слагает на устах
  •    на комментарий от: Север Вера
      - Может и банально,...но реально
       ответ: Нагих Вадим

     
  • Какое утро...
  •    на комментарий от: Дадожонов Акмал
      - Акмал, благодарю!
       ответ: Гарипов Артур

     
  • Дух во плоти. Экспериментальный стих. Киберпанк.
  •    на комментарий от: Север Вера
      - Большое спасибо за отзыв :) Очень рад, что он Вам понравился :) Этот стих написан по мотивам произведений, основанных на творчестве Масамунэ Сиро (Ghost in the Shell). С этой стороны некоторые использованные в стихе образы приобретают дополнительные звучание и смысл.
       ответ: Воронов Михаил

    © Мастерская современной поэзии 2013 - 2019