Стихи Мастерская современной поэзии

книги
Категория


Книги Мастерской

Поэтический словарь

Толковый словарь

Толковый словарь Даля

Подбор рифмы



    Мастерская:
Логин:
Пароль:


Видео и музыка к стихам наших авторов



 Сейчас на сайте:
Слесаренко Сергей
Шнайдер Дмитрий
 Гостей: 55 человек


Онегинская строфа



ОНЕ́ГИНСКАЯ СТРОФА́ — четырнадцатистишная строфа А. Пушкина в его романе «Евгений Онегин». Это — самая емкая форма строфы в русской поэзии. Ее можно сравнить только с сонетом, имеющим также 14 рифмованных стихов, но в ином расположении. На изобретение строфы Пушкина натолкнуло, возможно, одическое стихотворение Г. Державина «На новый 1797 год», состоящее из трех циклов; в каждом цикле первая строфа состоит из 10 стихов, следующие за ней три строфы содержат в себе по 14 стихов. Державинская 14-стишная строфа состоит из четырех частей: четверостишие с перекрестными рифмами, двустишие со смежными рифмами, четверостишие с перекрестными рифмами и заключительное четверостишие с охватными (опоясанными) рифмами. Державинская строфа не удержалась в русской поэзии; главный недостаток ее заключается в том, что двустишие со смежными (женскими) рифмами находится после первого четверостишия, между тем форма двустишия как нельзя лучше подходит для строфической концовки, что и понял Пушкин, придавший этому заключительному двустишию, помимо энергичного звучания (мужские рифмы), характер афоризма или пуанта. Стих в О. с. — четырехстопный ямб. Система рифмовки такая: в первом четверостишии — перекрестные рифмы (женская и мужская), во втором четверостишии — смежные (две женские и две мужские), в третьем — охватные (опоясывающие); заканчивается строфа двустишием с мужской рифмой. Следовательно, схема рифмовки в О. с. такова: AbAb CCdd EffE gg (прописные буквы — женские рифмы, строчные — мужские). В державинской же строфе схема рифмовки следующая: AbAb CC dEdE fGGf. Пример О. с.:


Итак, она звалась Татьяной.
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Она ласкаться не умела
К отцу, ни к матери своей;
Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела
И часто, целый день одна,
Сидела молча у окна.
Ср. строфу Державина:
Он принял меч — и луч горящий
В руке его увидел враг;
Пронесся дух животворящий
В градах, в домах, в полках, в судах.
Всех ранний петел возбуждает,
От сна всяк к делу поспешает
И долг свой тщательно творит;
Всяк движется, стремится, внемлет,
На стогне крепко страж стоит,
Перед зерцалом суд не дремлет,
Скрывает злость главу свою
Под царским бдительным призором: —
Орел с высот так быстрым взором
Шипящу в мраке зрит змию.

    После Пушкина некоторые русские поэты пользовались формой О. с. Так, например, написана поэма М. Лермонтова «Тамбовская казначейша», ее лексика еще сильнее, чем у Пушкина, приближена к автологической речи.



стих назадвернуться к оглавлению словаря стих вперед




Лента комментариев
 
  • Синильга
  •   автор стиха: Киреев Валерий
      - Есть слушок, что где-то там,
    в глубине тайги, ведьма
    странная жила с прозвищем
    Синильга...
    Вот однажды паренёк
    и зашёл к ней в гости...
    А потом сошёл с ума...
       комментарий от: Север Вера

     
  • *****
  •   автор стиха: Бервальд Фрида
      - Красивое стихотворение.
       комментарий от: Blak Jinna

     
  • Синильга
  •   автор стиха: Киреев Валерий
      - Интересное произведение.
       комментарий от: Blak Jinna





    Ответы на комментарии
     
  • По дороге урагана
  •    на комментарий от: Север Вера
      - Да. Похоже что недоварил.
       ответ: Шнайдер Дмитрий

     
  • Далёкая планета
  •    на комментарий от: Киреев Валерий
      - Всё может быть, не буду спорить.
    Сейчас такие времена,
    что между будущим и прошлым
    открыт невидимый портал
    в другие мироизмеренья
    в другие мировремена... Спасибо!
       ответ: Север Вера

     
  • Твой Супергерой.
  •    на комментарий от: Шнайдер Дмитрий
      - Ха-Ха-Ха, этот текст на мою трек)))))))))
       ответ: Юдин Иван

    © Мастерская современной поэзии 2013 - 2019