Стихи Мастерская современной поэзии

книги
Категория


Книги Мастерской

Поэтический словарь

Толковый словарь

Толковый словарь Даля

Подбор рифмы



    Мастерская:
Логин:
Пароль:


Видео и музыка к стихам наших авторов



 Сейчас на сайте:
 Гостей: 18 человек


Крата



КРА́ТА (др.-рус. — раз) — первичная мера правильного метрического стиха, построенного на повторности одной из четырех элементных групп — трехдольника, четырехдольника, пятидольника и шестидольника. Как показывает практика поэтов, пределы повторности такие: минимум — трехкратность, максимум — шестикратность. Отсюда, например, трехдольник может быть трехкратным, четырехкратным, пятикратным и шестикратным. Необходимость введения в ритмологию стиха понятия «крата», вместо понятия «стопа», диктуется рядом соображений структурного порядка. Правильный метрический стих содержит в себе две меры ритмического процесса: малая мера — крата и большая мера — тактометрический период, причем большая мера кратна малой, откуда последняя и получает свое название.
В теории силлабо-тонического стиха существует пять стоп: две двусложные (хорей и ямб) и три трехсложные (дактиль, амфибрахий и анапест). Двусложие (двудольность) не может быть самостоятельной мерой ритмического процесса в силу крайней ограниченности своей количественной структуры. Это понял еще В. Тредиаковский, который прибавил к хорею и ямбу добавочную безударную стопу «пиррихий». Отказался от «чистых» хореев и ямбов и М. Ломоносов, на практике убедившись, что двусложные стопы не соответствуют природе русского языка с его длинными многосложными словами. Таким образом, введение пиррихической стопы, под давлением акцентных норм русского языка, показало несостоятельность ямбо-хореической доктрины. К этому выводу пришел и теоретик стиха первой трети 19 в. А. Кубарев, предложивший ввести в русскую просодию вместо ямбов и хореев четырехсложные (четырехдольные) стопы. В дальнейшем ряд теоретиков стиха поддержал это предложение; в частности, А. Белый выдвинул мысль о метрической диподии, или двустопии, как основной мере в ямбических (и хореических) размерах. Иными словами, была предложена реальная мера четырехдольного стиха, и фактически нужда в ямбическо-хореической терминологии отпадала сама собой. Стопы в силлабо-тонической теории понимаются как застывшие, статические слоговые группы однофигурного строения. Между тем ритмический процесс динамичен по своей природе, и его мерой должна быть динамическая долевая группа с многофигурными модификациями (крата). Заключая в себе постоянство количества, крата вместе с тем разнообразна качеством своих модификаций. Понятия стопы и краты совпадают лишь при ритмологическом анализе трехдольников. Силлабо-тоническая теория стиха совершенно не принимает во внимание такие реально действующие элементные группы, как пятидольник и шестидольник. «Чистые» же ямбы или хореи в реальном движении ритма сдваиваются в одну двухударную крату четырехдольника, причем двухударность нисколько не нарушает целостности этой элементной группы. Именно принцип кратности помогает уяснить динамическую структуру ритмического процесса, т. е. его количественное единообразие при разнокачественности равновеликих крат.
См. также Стопа, Тактометрический период.



стих назадвернуться к оглавлению словаря стих вперед


Лента комментариев
 
  • Владимир Шебзухов «Секрет бармена» читает автор
  •   автор стиха: Шебзухов Владимир
      - Лично мне,не хватило поэзии.. но в жизни всё бывает С уваж.!
       комментарий от: Север Вера

     
  • Мир со мной каждый день
  •   автор стиха: Саллас Николай
      - Подобраны хорошие слова! Звучит убедительно. Спасибо за позитив!
       комментарий от: Север Вера

     
  • Майский день
  •   автор стиха: Дадожонов Акмал
      - Замечательные образы делают ст-ние не только лёгким, но и
    тёплым, как и сама жизнь.
    Пусть всегда светит солнце, и в душе будет май,
    если сердце так хочет..! Спасибо за хорошее настроение!
       комментарий от: Север Вера





    Ответы на комментарии
     
  • Планета земля .
  •    на комментарий от: Север Вера
      - О каком, - как собака, бродячем ритме, - который ещё к тому же и правду чувствует нутром... Вы хотели сказать ? - И какую драку имеете в виду, - (кота с \\\"волком\\\" - старым псом!?) и кто же этот таинственный, - (по сути, не тот человек).
    Если Вы хотели написать экспромт, - к моему стихотворению, тогда нужно было бы сочинить его на тему стиха, - а так... - какая-то абракадабра получилась .
       ответ: seromanin

     
  • Когда все говорят
  •    на комментарий от: Викторович Александр
      - Спасибо за развёрнутый комментарий!
    Быть добру! Но я уверена: пока истина одна, ложь и правда в измерении - это наши времена.. и мы видим то, что видим.. С уваж.
       ответ: Север Вера

     
  • Эх, затеи!
  •    на комментарий от: Север Вера
      - Здравствуйте, Вера!
    Одна душа - один путь, одна жизнь... Каким всё это может быть? Ответ простой - \"Камо грядеши?\" Иногда, когда очень много терний, увы, только так, только принимать...
    Как можно объяснить сияние (свет))) радостных глаз при долгожданной, желанной встрече? Физикой?, Спектральностью?((
    Нет. Здесь нечто иное, в принципе, каждому знакомое (должно быть))))) Вот об этом я...
    Дай. Бог, здравия и внутреннего сияния каждому!
    Быть добру!
    С уважением, Александр.
       ответ: Викторович Александр

    © Мастерская современной поэзии 2013 - 2019