Стихи Мастерская современной поэзии

книги
Категория


Книги Мастерской

Поэтический словарь

Толковый словарь

Толковый словарь Даля

Подбор рифмы



    Мастерская:
Логин:
Пароль:


Видео и музыка к стихам наших авторов



 Сейчас на сайте:
Север Вера
 Гостей: 27 человек


Аллюзия



АЛЛЮ́ЗИЯ (от лат. allusio — намек, шутка) — стилистический прием; употребление в речи или в художественном произведении ходового выражения в качестве намека на хорошо известный факт, исторический или бытовой. Например, А. Пушкин, начав писать «Евгения Онегина» в Бессарабии, в ссылке, знакомит читателя с героем своего романа:

Онегин, добрый мой приятель,
Родился на брегах Невы,
Где, может быть, родились вы,
Или блистали, мой читатель!
Там некогда гулял и я:
Но вреден север для меня.

Последняя строка аллюзирована, в ней содержится намек на то, что Пушкин был выслан из Петербурга на юг.
В следующих стихах А. Блока:

«Семейство — вздор, семейство — блажь», —
Любили здесь промолвить гневно.
А в глубине души все та ж
«Княгиня Марья Алексевна» —

намек на слова Фамусова из комедии А. Грибоедова «Горе от ума»:

«... Что станет говорить
Княгиня Марья Алексевна!»

Стихотворение Н. Ушакова «Ария Паулюса» заканчивается строфой:

Мы не плохо ведем облаву, —
Много немцев
У нас в плену, —
Если кто позабыл  Полтаву,
Пусть хоть помнит  Березину,

где упоминание о Полтаве имеет в виду героический подвиг русских войск, разбивших под руководством Петра I шведов в полтавском сражении, а упоминание о Березине — окончательный разгром русскими войск Наполеона в 1812 г. при переправе через реку Березину.
    В одном стихотворении Э. Багрицкого имеются такие строки:

Нас водила молодость
В сабельный поход!
Нас бросала молодость
На кронштадтский лед! —

здесь содержится указание на подавление в марте 1921 г. контрреволюционного кронштадтского мятежа, когда делегаты X съезда партии под руководством М. Тухачевского шли на Кронштадт по льду.
   Многие крылатые слова и выражения основаны на А., например: «Я умываю руки», т. е. я не вмешиваюсь в это дело (намек на евангельский рассказ о Пилате); «Демьянова уха», т. е. хлебосольство, переходящее все границы радушного гостеприимства (намек на басню И. Крылова того же названия).
   Как элемент «эзоповского языка» в русской литературе А. употреблялась в художественных произведениях, где в зашифрованном виде содержится намек на злободневные общественно-политические события. В этом смысле А. встречается в баснях: например, в басне Крылова «Волк на псарне» под волком подразумевается Наполеон. В эпоху Пушкина А. именовалась «применением». В. Белинский в труде «Сочинения Александра Пушкина» писал: «Стихи Грибоедова обратились в пословицы и поговорки; комедия его сделалась неисчерпаемым источником применений на события ежедневной жизни, неистощимым рудником эпиграфов».



стих назадвернуться к оглавлению словаря стих вперед


Лента комментариев
 
  • Осень 1941-го
  •   автор стиха: Зазерский Лев
      - Получилась не просто яркая картинка,
    но суть в нас вложенных вещей,
    что подымает нашу гордость и честь
    за землю - нет родней! С уваж. Вера.
       комментарий от: Север Вера

     
  • Далеки
  •   автор стиха: Толмачев Сергей
      - Всё может быть: любовь, как грех,-
    влюбился - нет спокойных мест, и где бы не была она,
    ты рядом с ней..)) Удачи в любви!
       комментарий от: Север Вера

     
  • Имя твоё
  •   автор стиха: Толмачев Сергей
      - Бывает:
    имя будто мантра из желания любить
    и хрусталь его звучанья не даёт спокойно жить..)) С уваж.
       комментарий от: Север Вера





    Ответы на комментарии
     
  • У Государства денег много
  •    на комментарий от: Север Вера
      - Спасибо Вера за понимание весьма рад вашим откликам.
       ответ: Нагих Вадим

     
  • Остался миг
  •    на комментарий от: Восточный Ант
      - Благодарю за комментарий! С уважением..
       ответ: Голикова Татьяна

     
  • Оскудела Русь умами
  •    на комментарий от: Север Вера
      - Вера в моих строках правда...может она и не нужна никому..тогда Бог им судья...
       ответ: Нагих Вадим

    © Мастерская современной поэзии 2013 - 2019