Стихи Мастерская современной поэзии

книги
Категория


Книги Мастерской

Поэтический словарь

Толковый словарь

Толковый словарь Даля

Подбор рифмы



    Мастерская:
Логин:
Пароль:


Видео и музыка к стихам наших авторов



 Сейчас на сайте:
 Гостей: 17 человек


Инверсия ритмическая



ИНВЕ́РСИЯ РИТМИ́ЧЕСКАЯ (лат. inversio — перестановка, переворачивание) — в метрическом стихе несовпадение ударного слога с метрическим акцентом стопы или краты; в результате ритм в этих местах стиха как бы накреняется, поворачивается. Такой ритм называется инверсированным, в отличие от константного ритма, образуемого совпадением ударных слогов с метрическими акцентами. Канонами традиционной теории стиха И. р. расценивается как
119
ошибка против метра. Между тем принцип ритмической инверсии лежит в основе русской метрики, русского народного стиха и т. н. силлабики. Ритмическая инверсия известна и в античном стихе (гекзаметр) и в грузинской метрике (шаири Шота Руставели). Чтобы понять сущность ритмической инверсии в стихе, следует сравнить два параллельных изометрических стихотворных отрывка, в одном из которых фигурируют исключительно константные модификации стопы́, а во втором употреблены смешанные стопы — константные и инверсированные. Нужно заметить, что инверсированные модификации всегда идут в различных сочетаниях с константными модификациями. Вопрос об инверсированных ритмах в стихе — одна из кардинальных проблем ритмологии. Понимание технологии этого ритмического начала имеет решающее значение при исследовании ритма античного стиха, русских «силлабистов», русского народного стиха, украинского народного стиха (в частности, ритмики Т. Шевченко), белорусского народного стиха и вообще национальных форм народной поэзии.
Возьмем хореические стихи константного и инверсированного строя (четырехдольник) и сравним параллельные ряды (слова, подпадающие под ритмическую инверсию, выделены):

 

 
Константный ритм  
Инверсированный ритм

|Гаснет  вечер,  | даль синеет, |
|Солнышко са|дится, /\ /\ |

|Зашумело |  Гуляй-поле |
|От страшного |  пляса, /\ /\ |
 
|Степь да степь кру|гом и всюду |
|Нива коло|сится! /\ /\ |

|Ходит гого|лем по воле |
|Скакун Опа|наса. /\ /\ |

|Пахнет медом, | зацветает |
|Белая гре|чиха ... /\ /\ |

|Опанас гля|дит картиной |
|В папахе кос|матой, /\ /\ |
 
|Звон к вечерне | из деревни |
|Долетает | тихо ... /\ /\ |
(И. Бунин)
 
|Шуба с мертво|го раввина |
|Под Гомелем | снята. /\ /\ |
(Э. Багрицкий)

Константность ритма в этих стихах определяется тем, что ударные слоги в словах всюду совпадают или с метрическим акцентом на первой ее доле , или с акцентом на побочной сильной доле (третий слог в стопе ). Инверсированным же ритм становится тогда, когда в четырехдольнике ударные слоги не совпадают с метрическими акцентами и приходятся на слабые по своему положению места́ четырехдольника или . Подобными ритмическими ходами, делающими стих необыкновенно гибким, богата русская народная поэзия.
Следующие параллельные примеры константного и инверсированного ритмов также показательны:

 

Константный ритм  
Инверсированный ритм
 
|За пустой о|колицей, /\ |
|За Донцом-ре|кой /\ /\ /\ |
 
|Лети, лети, | ластонька, /\ |
|Лети за мо|ря. /\ /\ /\ |
 
|Вздрогнет и рас|колется /\ |
|Полевой по|кой. /\ /\ /\ |
(А. Сурков)
 
|Прости-прощай, | Настенька, /\ |
|Дочу́шка мо|я. /\ /\ /\ |
(А. Твардовский)

Далее приводятся примеры еще более резкой ритмической инверсии. Взяты параллельные ряды изометрических равносложных стихов — константные стихи М. Лермонтова и народные стихи с ритмической инверсией:

 
Константный ритм  
Инверсированный ритм

|Как-то раз |пе|ред толпою |
|Соплеменных| гор /\ /\ /\ |
 
|Скажи, скажи, | мой миленький, |
|Мила ль я те|бе? /\ /\ /\ |
 
|У Казбека| с Шат-горою |
|Был великий |спор. /\ /\ /\ |
 
| А ты мне мил-|милёшенек, |
|Милей тебя| нет. /\ /\ /\ |
 
|«Берегись!» — ска|зал Казбеку |
|Седовласый| Шат, — /\ /\ /\ |
 
| Как слышит-то| сердечушко: |
|Забыл ты ме|ня. /\ /\ /\ |
 
|Покорился| человеку |
|Ты недаром, | брат!» /\ /\ /\ |
 
|А я, любя| мила дружка, |
|Сама не сво|я. /\ /\ /\ |

И, наконец, отрывок из народных стихов, в котором ритмическая инверсия проведена почти сплошь, константность ритма соблюдена лишь в конце двух последних периодов:

 


|Подуй, подуй, | погодушка|
|Немаленька|я. /\ /\ /\ |
 
|Раздуй, развей| рябинушку|
|Кудрявеньку|ю! /\ /\ /\ |
 
|Не вызревши, | рябинушку|
|Нельзя зало|ми́ть. /\ /\ /\ |
 
|Не вызнавши| сударушку|
|Нельзя замуж| взять. /\ /\ /\ |

Как правило, приемы ритмической инверсии встречаются у поэтов, которым близко народное творчество. Вот несколько примеров:

 


Коло|кольчики зве|нят, /\
Бара|банчики гре|мят. /\  
 
| А лю|ди-то, люди, | /\ /\
Ой лю|шеньки-люли. | /\ /\ 
(А. Пушкин)
 
| Свечерело.| Дрожь в конях, /\ |
| Стужа злее | на ночь; /\ /\ |
 
| Заворочал|ся в санях /\ |
| Михайло И|ваныч. /\ /\ |
 
...Прибежали | той порой /\ |
| Ямщик и во|жатый. /\ /\ |
(Н. Некрасов)
 
| Гой ты, ветер, | не шуми /\ |
| В зеленой ра|ките! /\ /\ |
 
| Колокольчи|ки мои, /\ |
| Звените, зве|ните! /\ /\ |
(А. Толстой)
 
| Что за горе? | Плюнь да пей! /\ |
| Ты завей е|го, завей /\ |
 
| Веревочкой | горе! /\ /\ |
| Топи, тоску | в море! /\ /\ |
(Ап. Григорьев)
 
| Мальчики да | девочки /\ |
| Свечечки да | вербочки /\ |
| Понесли до|мой. /\ /\ /\ |
 
| Огонечки | теплятся, /\ |
  Прохожие  крест|ятся, /\ |
| И пахнет вес|ной. /\ /\ /\ |
(А. Блок)
 
В трехдольных размерах ритмическая инверсия встречается редко:

| Я, матерь | божия, ныне с мо|литвою |
| Пред твоим | образом, | ярким си|янием...
                  (М. Лермонтов)

| Как я люб|лю ее | в первые | дни, /\ /\ |
| Когда о| елке /\ |толки од|ни! /\ /\ |
                  (Б. Пастернак)

У С. Кирсанова есть несколько стихотворений, написанных трехдольником с систематически проведенной ритмической инверсией, например:

| Отчего | чудится | старина | мне? /\ /\ |
| Крыши изб | грудятся | в смоляном | сне. /\ /\ |
| И чадят | зарева, | и кричат | матери: |
| Кровью чад | залило | в теремах | скатерти |,
| И лежат | воины, | а на них | вороны, |
| Их зрачки | склеваны | сквозь шелом | кованый. |
                    («Два сна»)

     В стиховедческой литературе явление ритмической инверсии известно под различными названиями: Н. Надеждин, говоря о силлабических стихах, назвал это явление образно «переливом ударений», Божидар — «перевертнем», В. Жирмунский — «переакцентуацией», Р. Якобсон — «сдвигом ударений». См. также Биметрия.



стих назадвернуться к оглавлению словаря стих вперед




Лента комментариев
 
  • Моя рубашка пахнет тайной...
  •   автор стиха: Лапаухов Илья
      - Для любовных феромонов
    Под весеннюю капель
    Не придумано препонов
    Торжествует древний Лель

    Но под вечер , в чреве ванны
    И рубаху и постель
    И мистические тайны
    Отстирает \"Ариэль\"
    ------------------------
    Вы романтик , не скрывайте
    И мечтательный поэт
    Но общественность на сайте
    Фетишизму скажет \"Нет! \"
    -------------------------
    Спасибо за стих и возможность порифмовать отзывы
       комментарий от: Печальный Шура

     
  • Как хорошо... Так одиноко...
  •   автор стиха: Vladimir Roberta
      - Одиночество внутри и никак иначе!
    Красок много на земле.. иди знай что счастье!?
    И какую ноту взять после зимней спячки, когда надо выбирать
    по душе, без страсти.. (экс)
       комментарий от: Север Вера

     
  • Мысли художника. Экспериментальный стих-кольцо.
  •   автор стиха: Воронов Михаил
      - Мысли очень мне близки, но язык простите, -
    явно ломанный язык - с музыкой не слиться..
    Мне бы звуки для души и любовь от Бога,
    чтобы в небо улететь и стать пылью звёздной..(экс)
       комментарий от: Север Вера





    Ответы на комментарии
     
  • Здесь август месяц, осень на дворе
  •    на комментарий от: Кашковарова Виктория
      - Природная простота и есть истина,
    а сама простота и есть сестра таланта..С ув.
       ответ: Север Вера

     
  • Мысли художника. Экспериментальный стих-кольцо.
  •    на комментарий от: Север Вера
      - Большое спасибо за отзыв! Да, это немного не тот русский язык, к которому мы с Вами в повседневности привыкли...
    я обновил текст стиха и изображение; заменил некоторые образы.
    В изменённом виде текст должен восприниматься лучше чем прежде =) Надеюсь он Вам понравится :)
       ответ: Воронов Михаил

     
  • Здесь август месяц, осень на дворе
  •    на комментарий от: Север Вера
      - Слишком просто...
       ответ: Кашковарова Виктория

    © Мастерская современной поэзии 2013 - 2019