Стихи Мастерская современной поэзии

книги
Категория


Книги Мастерской

Поэтический словарь

Толковый словарь

Толковый словарь Даля

Подбор рифмы



    Мастерская:
Логин:
Пароль:


Видео и музыка к стихам наших авторов



 Сейчас на сайте:
Голубов Борис
Весенняя Лидия
Гарипов Артур
Лапаухов Илья
 Гостей: 258 человек


Заумь



ЗА́УМЬ, или заумный язык, — термин, введенный футуристом А. Крученых. В «Декларации заумного языка» («Заумники», Баку, 1922) он писал: «Мысль и речь не успевают за переживанием вдохновенного, поэтому художник волен выражаться не только общим языком (понятия), но и личным (творец индивидуален) языком, не имеющим определенного значения (не застывшим), заумным. Общий язык связывает, свободный позволяет выразиться полнее (пример: го оснег кайд и т. д.)». Заканчивается эта декларация словами: «Заумные творения могут дать всемирный поэтический язык, рожденный органически, а не искусственно, как эсперанто».
Таким образом, заумники отрицали в литературе русский язык как средство общения и декларировали поэтический «язык, не имеющий определенного значения», т. е. «язык», непонятный даже самим его сочинителям. Для характеристики З. можно привести следующие строки В. Хлебникова:


Лельга, оньга, эхамчи!
Ричи чичи чичичи!
Лени нули эли али!
Бочикако никако.
Никакоко кукаке!
Кукарики кикику!
Папа пупи пигиги!
Мород, мород, миучали
Капа, капа, кап!
Эмч, амч, умч!
Думчи, дальчи, дольчи!
Или у В. Каменского:
Арымар-хары-мар,
Перегары-бар-быр,
Шпарь-да, жги-да,
Жарь-да, жри-да!
И-эхыча да эхыча,
Приехал ча да ча,
          Запевай!


Вот образец близкой к З. прозы конструктивиста А. Чичерина из его книжки «Плафь» (М., 1922):


Кремль мерк. Крем вер мрел изо рва морем рваного рёва; кремнёвое, кроме мозгового мора — орало роем ёмких рокотов, безтравых травм, орав пролеточных боровов и трамвайных Варавв. Соборов лококольные тики и́кали и калеными грецкими китонами грели грехи хилых — в 7 всем все́ношня. Веисённия сени, веисёлыя, лысыя, яркия, учуявшия кующаго ярь ярилу, ликовали о лицах весенних все; рыскали, жиреюще рея ярились, прокураты, к поюшкам сердечников и ниц.

Элементы З. можно найти в песнопениях русских сектантов, которых высмеял в 18 в. А. Сумароков в сатирических стихах «Хор ко гордости»:

Гордость и тщеславие выдумал бес.
Шерин да берин, лис тра фа,
Фар, фар, фар, фар, люди, ер, рцы,
Шинда шиндара,
Транду трандара.
Фар, фар, фар, фар, фар, фар, фар, фар, ферт.
Сатана за гордость низвержен с небес.
Шерин да берин, лис тра фа.

Элементы З., как игрового начала в поэзии, имеются в фольклоре, в детских считалках и дразнилках.



стих назадвернуться к оглавлению словаря стих вперед


Лента комментариев
 
  • Плетётся время ...
  •   автор стиха: Зазерский Лев
      - Надежды радостные лица я в детстве видела давно..
    но мир настолько изменился, что трудно быть самим собой..
    Никто не думает о завтра, никто не верит за глаза,
    что Дед Мороз приносит счастье и дарит миру чудеса..)) С уваж..
       комментарий от: Север Вера

     
  • Стихи...
  •   автор стиха: Гарипов Артур
      - Оригинально и поэтично!
    Пейзаж сегодня за окном играет роль,
    стихи печаля, тем самым выражая боль,
    строкой пленительно играя..)) Понравилось!
       комментарий от: Север Вера

     
  • Закат искусства
  •   автор стиха: Зазерский Лев
      - Творцов \"лохами\" называют, и каждый угол свой блюдёт
    пока голодный умирает, не веря больше в свой народ..
    Поэт, как рупор, мягко стелет, а результат всё тот же сбой,
    когда нас сердце беспокоит.. и так не хочется домой..)) С уваж.
       комментарий от: Север Вера





    Ответы на комментарии
     
  • Стихи...
  •    на комментарий от: Север Вера
      - Благодарю Вас, Вера!
       ответ: Гарипов Артур

     
  • Зажжётся ёлка яркими огнями!
  •    на комментарий от: Север Вера
      - Опять собаки будут лаять))
       ответ: Ваня Грозный

     
  • Язык Богов. 44. Друг и Враг
  •    на комментарий от: Север Вера
      - Доброго здравия, Вера!
    Новации это иллюзия.
    Всё, что мы переживаем в этом мире уже было до нас безчисленное число раз.
    Не зря говорят, что новое это хорошо забытое старое.
    А топтание на месте подчас, это накопление опыта для дальнейшего движения, да и движение не всегда происходит вперёд назад, влево вправо, можно двигаться и в ширину и вглубь.
    (((*_*)))
       ответ: Казаков Виталий

    © Мастерская современной поэзии 2013 - 2019