Стихи Мастерская современной поэзии

книги
Категория


Книги Мастерской

Поэтический словарь

Толковый словарь

Толковый словарь Даля

Подбор рифмы



    Мастерская:
Логин:
Пароль:


Видео и музыка к стихам наших авторов



 Сейчас на сайте:
Весенняя Лидия
Воронов Михаил
Киселев Андрей
Марион Лероника
 Гостей: 316 человек


Диссонанс



ДИССОНА́НС (франц. dissonance, от лат. dissono — нестройно звучу) — один из видов неточной рифмы, в которой совпадают только послеударные звуки, ударные же гласные не совпадают.
Как рифмоиды, идущие от флективной основы, Д. известны в древней русской поэзии, например в «Слове о полку Игореве»:

Седлай, брате, свои бръзыи комони,
а мои ти готови, оседлани...


У Герасима Смотрицкого:

Меч бо обнажен в деснице имея острый обоюду,
Им же крепции на врага приемлют победу.
Отстекни, Константине, мрак идольския лести.
Хощет бо бог всем человеком ся спасти.
И отгонял еретиков полки умовредные:
Приидоша бо в мир волки нещадные.


Или у Симеона Полоцкого:

Царь локренский Салевский егда ца́рствоваше,
Закон во своем царстве сей наро́дствоваше.


Д. встречается в народной поэзии:

Ты удайся, удайся, мой лен,
Ты удайся, мой беленький,
Полюбился дружок миленький.


В более развитом виде Д. как поэтический прием закрепился в русской поэзии 20 в. в результате применения новых выразительных средств. Примеры Д.:

Крут
  буржуев
      озверевший норов.
Тьерами растерзанные,
         воя и стеная,
тени прадедов —
        парижских коммунаров
и сейчас
вопят
       парижскою стеною.
                  (В. Маяковский)

Было:


  социализм —
        восторженное слово!
С флагом,
   с песней
          становились слева,
и сама
    на головы
       спускалась слава.
Сквозь огонь прошли,
         сквозь пушечные дула.
Вместо гор восторга
              горе дола.
Стало:
   коммунизм —
             обычнейшее дело.
                  (В. Маяковский)

Заберусь на рассвете на серебряный кедр
Любоваться оттуда на маневры эскадр.
Солнце, утро и море! Как я весело-бодр,
Точно воздух — бездумен, точно мумия — мудр.
Кто прославлен орлами — ах, тому не до выдр.
                  (И. Северянин)

И лошади
       усталый пар
И пот
    из грязных пор —
Он облекал,
      под град фанфар,
То в пурпур,
        то в фарфор.
                  (С. Кирсанов)


Последний пример — случай взаимодвойной рифмовки: смежные Д. (пар — пор, фанфар — фарфор) и перекрестные классические рифмы (пар — фанфар, пор — фарфор).



стих назадвернуться к оглавлению словаря стих вперед


Лента комментариев
 
  • Правила Дорожного Движения
  •   автор стиха: Генин Юрий
      - Да я смотрю, что ваша риторика изменилась.
    Корявость ушла, но зато пришли такие вещи, как пластичность, юмор.. большой плюс - вы в строке.. Удачи Вам!
       комментарий от: Север Вера

     
  • Пыль
  •   автор стиха: Марион Лероника
      - .. И что без пыли мы, друзья? - Да ничего!
    И жизнь права, что пыль ложится на диван,
    на подоконник.. как изъян!-
    Подумать только! - Без неё, по сути дела, мы - никто..
    Интересная тема.. но.. С уваж..
       комментарий от: Север Вера

     
  • Александр Посохов \"БОГОЯВЛЕНИЕ\" (басня)
  •   автор стиха: Посохов Александр
      - Супер! всё достаточно прозрачно, при этом
    умно и хорошо подан материал.. Респект! С уваж..
       комментарий от: Север Вера





    Ответы на комментарии
     
  • Правила Дорожного Движения
  •    на комментарий от: Север Вера
      - Спасибо, Вера!
    По поводу юмора: это - просто зарифмованный известный анекдот. Так, что юмор - заслуга не моя. А вот отмеченная Вами \"ушедшая корявость\" ... Можно пример? Мне важны и ценны советы, так как я ни в коей мере не обольщаюсь насчёт собственного таланта и мастерства стихосложения.
       ответ: Генин Юрий

     
  • Беглый
  •    на комментарий от: Шишкин Виталий
      - Вы правы, на всё времени не хватает, но от новизны и трансформации в поэзии трудно отказаться.. С уваж.
       ответ: Север Вера

     
  • Беглый
  •    на комментарий от: Север Вера
      - Спасибо, Вера, что уделили время моей писанине. Спасибо за пожелание!
       ответ: Шишкин Виталий

    © Мастерская современной поэзии 2013 - 2019