Стихи Мастерская современной поэзии

книги
Категория


Книги Мастерской новое

Поэтический словарь

Толковый словарь

Толковый словарь Даля

Подбор рифмы



    Мастерская:
Логин:
Пароль:


Видео и музыка к стихам наших авторов



 Сейчас на сайте:
Шипиловский Вячеслав
Красных Сергей
Бервальд Фрида
 Гостей: 271 человек


Гиперметрия



ГИПЕРМЕТРИ́Я (от греч. ὑπέρ — сверх, над и μέτρον — мера) — сверхмерность, превышение слогового объема стопы в метрическом стихе, наличие лишнего слога в стопе. Г. может рассматриваться или как невольная ошибка поэта, или как сознательное допущение под давлением данного лексического материала, не позволяющего синонимической замены. Взволнованностью поэтической интонации можно объяснить Г., например, в ямбических стихах В. Казина (четные строки):


А, дядюшка, хоть отцеди
На следующее поколенье!
Звени, звени! гуди, гуди,
Малиновое сердцебиенье!


Или в хореических стихах С. Кирсанова:


Вот опять сиделки-рохли
Не несут ему питье,
Губы синие пересохли —
Он впадает в забытье.

То же в трехдольном стихотворении:


Они молча стояли у картонных домов для любви,
У цветных абажуров с черным чертиком, с шелковой рыбкой;
И на всех фотографиях, даже на тех, что в крови,
Снизу вверх улыбались запоздалой бумажной улыбкой.
                  (К. Симонов)


Еще сильнее и эффектнее Г. в следующих стихах трехдольника:


Мы на| стройках у|мелые,
Были| в битвах твер|ды.
Наши| головы| белые
Совер|шенным гор|ды.
И как| яростные меч|татели,
Отда|вая кон|цы,
Комис|сары и предсе|датели,
Аги|таторы и бой|цы...
                  (Г. Санников)


К Г. относится вторжение в метрический стих не только лишнего слога, но и лишней стопы. В этом отношении весьма интересным видом Г. служит следующий пример из Некрасова: в стихотворении, написанном трехстопным дактилем, третья строка — четырехстопная:


|Ну, уж и| буря бы|ла! /\ /\ |
|Как еще| мы уце|лели! / |
|Колоко|ла-то, /\ |колоко|ла — /\ /\ |
[Словно о| пасхе гу|дели! /\ |
                  («Деревенские новости»)


В «Борисе Годунове» Пушкина, написанном пятистопным ямбом, в сцене «Москва, дом Шуйского» имеется шестистопная ямбическая строка:


Известно то, что он слугою был
У Вишневецкого, что на одре болезни
Открылся он духовному отцу.


Наличие Г. в пушкинском стихе, всегда безукоризненном с точки зрения версификации, объясняется в данном случае естественной ослышкой в результате ритмической инерции, созданной находящимся в начале стиха длинным, одноударным речением «у Вишневецкого...»; это вместе с дальнейшим двухударным речением «что на одре болезни» дает в сумме трехударную строку, характерную вообще для пятистопного ямба.
Г. противоположна гипометрии. Ср. Аритмия.



стих назадвернуться к оглавлению словаря стих вперед


Лента комментариев
 
  • Любитель поспать
  •   автор стиха: Зазерский Лев
      - .. и кто сказал, что кот - любимец -
    не "старый хрыч", в душе - ленивец? С улыбкой.
       комментарий от: Север Вера

     
  • Я, Woland, всех приветствую Поэтов!
  •   автор стиха: Woland
      - Коль в прозе слаб, глаголь стихами и оставайся вместе с нами..
    Мы ко всему привычны, верь,.. для всех открыта сайта дверь! Удачи!
       комментарий от: Север Вера

     
  • Что в имени тебе моём?
  •   автор стиха: Шипиловский Вячеслав
      - Имя, своего рода, - программа человека, которая вложена в него с рождения. К примеру: Вера, Надежда, Любовь..
    Изменить имя - изменить программу. Попробуйте! Жизнь на месте не стоит.. Удачи!
       комментарий от: Север Вера





    Ответы на комментарии
     
  • Что в имени тебе моём?
  •    на комментарий от: Север Вера
      - Отнюдь...
       ответ: Шипиловский Вячеслав

     
  • Что в имени тебе моём?
  •    на комментарий от: Шипиловский Вячеслав
      - Согласна! Сказали, можно так сказать, об одном и том же..
       ответ: Север Вера

     
  • Что в имени тебе моём?
  •    на комментарий от: Север Вера
      - А Вы задумались о чем я написал?
    "Оно как подпись, как тавро"
    Попробуйте понять
    "в нём моя сущность и нутро,
    и мысли с чувствами благими"...
       ответ: Шипиловский Вячеслав

    © Мастерская современной поэзии 2013 - 2016