Стихи Мастерская современной поэзии

книги
Категория


Книги Мастерской

Поэтический словарь

Толковый словарь

Толковый словарь Даля

Подбор рифмы



    Мастерская:
Логин:
Пароль:


Видео и музыка к стихам наших авторов



 Сейчас на сайте:
Весенняя Лидия
Воронов Михаил
Киселев Андрей
Марион Лероника
 Гостей: 323 человек


Верлибр



ВЕРЛИ́БР (франц. vers libre — свободный стих) — термин западной поэтики, под которым с начала 20 в. в русской поэтике разумеется ряд своеобразных формаций стиха, отличающихся от равносложного силлабического и равносложного силлаботонического стиха. Первоначально В., или свободным стихом, в России назывались переведенные на русский язык стихи французских поэтов-символистов и главным образом стихи бельгийца Эмиля Верхарна — метрические, но не равностопные, как, например, рифмованный трехдольный В. с подвижной анакрузой:


Улица быстрым потоком шагов,
Плеч, и рук, и голов
Катится, в яростном шуме,
К мигу безумий,
Но вместе —
К свершеньям, к надеждам и к мести!...
                  («Восстание», пер. В. Брюсова)

    Однако в практике русских поэтов такие стихи появлялись задолго до символистов, например разностопный трехдольник вне тактометрического периода с подвижной анакрузой, без рифм, у А. Фета:


Я люблю многое, близкое сердцу,
Только редко люблю я...
Чаще всего мне приятно скользить по заливу, —
Так, — забываясь
Под звучную меру весла,
Омоченного пеной шипучей, —
Да смотреть, много ль отъехал
И много ль осталось,
Да не видать ли зарницы...


    Все формы В. распадаются на две категории: метрический В. и дисметрический В. У русских поэтов обозначилась явная тенденция к трехдольному метрическому В. Такие В. писали А. Фет, А. К. Толстой, К. Бальмонт, В. Брюсов, А. Блок, М. Волошин, И. Бунин, М. Кузмин, А. Белый и др. Интересно, что М. Лермонтов первым написал стихи в форме трехдольного В., вне периода: «Синие горы Кавказа, приветствую вас! вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, к небу меня приучали, и я с той поры все мечтаю об вас да о небе...». Этот отрывок легко обратить в стихотворные строки:

Синие горы Кавказа,
приветствую вас!
вы взлелеяли детство мое;
вы носили меня на своих одичалых хребтах,
облаками меня одевали,
к небу меня приучали,
и я с той поры все мечтаю об вас да о небе...
В такой же форме трехдольного беспериодного В. написан роман А. Белого «Маски», который, по признанию автора, является поэмой в стихах и напечатан прозой лишь в целях экономии бумаги. Вот начало второй главы романа А. Белого:

Ах, как пышнели салоны московские, где бледно-желтые, но губоцветные дамы являлись взбелененными, как никогда, обвисая волнением кружев, в наколках сверкающих, или цветясь горицветными шляпами; и как шампанское, пенилась речь «либеральных» военных сквозь залп постановочный из батареи Таирова: яркой Петрушкой; в партерах сидели военные эти, ведомые в бой Зоей Стрюти, артисткою (Ольгою Юльевной Живолгой).

   Гораздо шире по количеству произведений область разнообразного дисметрического В. Поэма «Слово о полку Игореве» — это классический пример русской полиметрии и свободного стиха. Некоторые произведения ранней виршевой поэзии, приближающиеся к форме равностопия силлабистов, многие русские былины и лирические стихопесни построены как свободные стихи, как В. В русской поэзии сложились два основных вида дисметрического В.: интонационно-фразовый стих и ударник. И тот и другой могут быть с рифмами и без рифм. Примеры фразовика без рифм:


Ходит спесь, надуваючись,
С боку на бок переваливаясь.
Ростом-то Спесь аршин с четвертью,
Шапка-то на нем во целу сажень,
Пузо-то его все в жемчуге,
Сзади-то у него раззолочено.
А и зашел бы Спесь к отцу, к матери,
Да ворота не крашены.
А и помолился б Спесь во церкви божией,
Да пол не метен!
Идет Спесь, видит — на небе радуга;
Повернулся Спесь во другую сторону;
Не пригоже-де мне нагибатися!
                  (А. К. Толстой)


Когда вы стоите на моем пути,
Такая живая, такая красивая,
Но такая измученная,
Говорите все о печальном,
Думаете о смерти,
Никого не любите
И презираете свою красоту —
Что же? Разве я обижу вас?
                  (А. Блок)


Фразовик с перекрестными рифмами:
Чуть ночь превратится в рассвет,
вижу каждый день я:
кто в глав,
кто в ком,
кто в полит,
кто в просвет,
расходится народ в учрежденья.
Обдают дождем дела бумажные,
Чуть войдешь в здание:
Отобрав с полсотни —
самые важные!
служащие расходятся на заседания...
                  (В. Маяковский)

Фразовик народный, рифмы смежные (раёшный стих):
Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Шел, сам не зная куда.
                  (А. Пушкин)


Примеры В. акцентного строя (ударники).
Трехударник без рифм:
Жил стари́к со свое́ю стару́хой
У са́мого си́него мо́ря;
Они жи́ли в ве́тхой земля́нке
Ровно три́дцать ле́т и три го́да...
                  (А. Пушкин)


Четырехударник без рифм:
Вече́рний су́мрак над те́плым мо́рем,
Огни́ маяко́в на потемне́вшем не́бе,
За́пах вербе́ны при конце́ пи́ра,
Све́жее у́тро после до́лгих бде́ний,
Прогу́лка в алле́ях весе́ннего са́да,
Кри́ки и сме́х купа́ющихся же́нщин...
                  (М. Кузмин)


     Примеры рифмованных равноударников можно найти во многих стихотворениях В. Маяковского, а также в поэме «Владимир Ильич Ленин», написанной полиметрией с чередованием ямбических и хореических размеров, паузных трехдольников и равноударников. Вот отрывок из этой поэмы, строго выдержанный В. — четырехударник с перекрестными рифмами:


...И когда
      осталось
          на баррикады  выйти,
день
 наметив
        в ряду недель,
Ленин
     сам
      явился в Питер:
— Товарищи,
           довольно тянуть канитель! —
Гнет капитала,
         голод-уродина,
войн бандитизм,
               интервенция  во́рья,
будет! —
       покажутся
             не более родинок
на теле бабушки,
         древней  истории.

См. Ударник и Фразовик.



стих назадвернуться к оглавлению словаря стих вперед


Лента комментариев
 
  • Правила Дорожного Движения
  •   автор стиха: Генин Юрий
      - Да я смотрю, что ваша риторика изменилась.
    Корявость ушла, но зато пришли такие вещи, как пластичность, юмор.. большой плюс - вы в строке.. Удачи Вам!
       комментарий от: Север Вера

     
  • Пыль
  •   автор стиха: Марион Лероника
      - .. И что без пыли мы, друзья? - Да ничего!
    И жизнь права, что пыль ложится на диван,
    на подоконник.. как изъян!-
    Подумать только! - Без неё, по сути дела, мы - никто..
    Интересная тема.. но.. С уваж..
       комментарий от: Север Вера

     
  • Александр Посохов \"БОГОЯВЛЕНИЕ\" (басня)
  •   автор стиха: Посохов Александр
      - Супер! всё достаточно прозрачно, при этом
    умно и хорошо подан материал.. Респект! С уваж..
       комментарий от: Север Вера





    Ответы на комментарии
     
  • Правила Дорожного Движения
  •    на комментарий от: Север Вера
      - Спасибо, Вера!
    По поводу юмора: это - просто зарифмованный известный анекдот. Так, что юмор - заслуга не моя. А вот отмеченная Вами \"ушедшая корявость\" ... Можно пример? Мне важны и ценны советы, так как я ни в коей мере не обольщаюсь насчёт собственного таланта и мастерства стихосложения.
       ответ: Генин Юрий

     
  • Беглый
  •    на комментарий от: Шишкин Виталий
      - Вы правы, на всё времени не хватает, но от новизны и трансформации в поэзии трудно отказаться.. С уваж.
       ответ: Север Вера

     
  • Беглый
  •    на комментарий от: Север Вера
      - Спасибо, Вера, что уделили время моей писанине. Спасибо за пожелание!
       ответ: Шишкин Виталий

    © Мастерская современной поэзии 2013 - 2019